Дело экс-главнокомандующего ВМС РК Жанзакова: Сумму ущерба в 42 млн пересчитают

Новая экспертиза должна определить сумму нанесенного экс-адмиралом ущерба. Ранее речь шла о 42 млн тенге за два года.
Мадина Мамырханова

Суд никак не может определить, какой ущерб государству в итоге был нанесен бывшим  главнокомандующим военно-морскими силами Казахстана Жандарбеком Жанзаковым за аренду пирса для военных кораблей в 2015 и 2016 годах. Сначала речь шла о 42 миллионах тенге за два года. Но 15 июля 2020 года апелляционная коллегия Военного суда назначила третью по счету, повторную судебно-экономическую экспертизу. По закону, на нее потребуется 30 дней, передает Liter.kz.

18 мая 2020 года вице-адмирал Жандарбек Жанзаков был осужден на шесть лет и лишен воинского звания вице-адмирал. Прокуратура обвинила его в том, что он должен был указывать расчеты за фактические дни стоянки кораблей и судов на пирсе в сутки при аренде причала для военно- морского флота. Вице-адмирал же арендовал пирс у компании «Сага Аташ» по договору с общей суммой расходов и протяженностью 45 метров. По версии обвинителей, офицер в результате таких действий причинил ущерб государству на сумму 42,5 миллиона тенге.

Не согласный с таким решением суда Жанзаков объявил сухую голодовку. Но позже по состоянию здоровья ему пришлось прервать ее.

«Жанзаков держал голодовку 46 дней и после того как заболел коронавирусом, ему пришлось прекратить голодовку, так как ему нужно было принимать сильные лекарства, которые приносили родственники. В настоящее время состояние его здоровья удовлетворительное», - сказала изданию адвокат экс-адмирала Асель Токаева.

Между тем, по ее данным, апелляционный суд назначил повторную судебно-экономическую экспертизу по собственной инициативе. Это уже третья экспертиза, которую назначает суд. Первые две проводили на этапе следствия.

«На сегодняшний день ни одна из экспертиз не дала надлежащего ответа на вопрос, какой ущерб был нанесен государству Жанзаковым. Одна из экспертиз проводилась в Нур-Султане. Она показала, что ущерба нет, потому что нельзя сравнивать гражданские корабли с военными. При этом последующая экспертиза назначенная тем же судом с постановкой новых вопросов от прокурора провела эти сравнения и суд их расчеты взял за основу. Хотя такое сравнение не корректно априори - это как сравнивать трактор с танком или истребитель с кукурузником. При этом на каждую повторную экспертизу суд ставит новые вопросы. Сейчас же суд решил пересчитать, сколько суток фактически стояли корабли на пирсе и сравнить с теми суммами, которые были выделены бюджетом», - пояснила она.

Таким образом, суд каждый раз задает новую методику исчисления сумм ущерба. Об этом защитники говорили с самого начала. В обвинительном акте говорится, что Жанзаков мог обратиться к другому поставщику, но по словам адвоката, других просто не было. Все причалы в Актау - коммерческие, никто не хотел брать на стоянку военно-морской флот.

«Все потенциальные поставщики были допрошены в суде и подтвердили данное обстоятельство. В 2015 году оплата за эту стоянку велась помесячно, а в 2016 году - поквартально. Но следствие все это собрало и вывело единую сумму, и говорит, что Жанзаков действовал в интересах ТОО «Сага Аташ». Но при этом не представило ни одного доказательства передачи денежных средств Жанзакову представителями этой компании. Какую выгоду получил Жанзаков?», - добавила она.

Адвокат сообщила, что период 2015-2016 год следствие сравнивало с 2013 и 2014 годами, указывая, что тогда было посуточное исчисление за стоянку кораблей. Но это не так, договор был на конкретную сумму. В 2014 году на стоянку четырех кораблей выделили около 88 миллионов тенге. Никаких перерасчетов не было. Договор заключало ГУМТО (Главное управление материально-технического обеспечения  Минобороны РК). В 2015 и 2016 годах на эти цели выделили уже 112 миллионов тенге. Сумма выросла из-за того, что в 2015 году к пяти кораблям должен был добавиться еще один.

По ее словам, в 2015 году ГУМТО и войсковая часть №29011 отказались заключать договор на стоянку кораблей ссылаясь друг на друга, поэтому Жанзаков, будучи главнокомандующим ВМС РК, взял ответственность на себя, заключив договор аренды в конце мая 2015 года. Стоянка кораблей является обеспечением боевой готовности морского флота.

Асель Токаева выразила надежду, что привлеченный с Министерства обороны эксперт посчитает правильно дни стоянки кораблей, учтет все выходы в море в течении суток. Предыдущие эксперты считали, что раз корабль стоит на пирсе меньше суток, например четыре-пять часов, то его можно не засчитывать как стоянку у пирса. Из-за этого и были существенные различия в днях стоянки и оплаченной за них сумме денег. Поэтому ее снова и пересчитывают.

Адвокат экс-главнокомандующего ВМС РК настаивает на отсутствии состава преступления в действиях Жанзакова.

5 июля стало известно, что экс-главнокомандующий ВМС РК Жанзаков уже 18 дней держит голодовку.

У супруги Жандарбека Жанзакова Розы получилось стать его общественным защитником. 28 мая она заявляла, что в суде не работала ни одна электронная почта.

Роза Жанзакова отправила письмо на имя Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, которое вице-адмирал передал ей после оглашения приговора. Моряки Казахстана и России также написали обращение к Токаеву.

Прокуратура просила конфисковать дом отца экс-главнокомандующего, аргументируя тем, что деньги ушли на его строительство. К слову, дом оценили в 62 миллиона тенге. Суд посчитал эту связь недоказанной.

21 мая капитан первого ранга запаса Ермек Байгабулов поделился своей точкой зрения на все происходящее.

22 мая за осужденного Жанзакова вступился адмирал ВМС РК Ратмир Комратов.

25 мая Военный суд прокомментировал приговор Жандарбеку Жанзакову.

Новости партнеров