Ужесточение антитабачных мер курящая часть населения Казахстана встретила «в штыки». Норма об обязательном предъявлении удостоверения при покупке табачных изделий вызвала небывалый резонанс в социальных сетях. Но гораздо более эффективной мерой борьбы с табакокурением станет обязательная маркировка изделий табачной индустрии. Об этом мы беседуем с лидером Национальной коалиции «За Казахстан, свободный от табачного дыма» Жамилей Садыковой.
- Жамиля, на Ваш взгляд, насколько эффективно введение маркировки с точки зрения целей вашей Коалиции?
- Я предлагаю начать с экономической составляющей внедрения маркировки табачных изделий. Первое и главное – маркировка выведет наружу все объемы производства, импорта и экспорта.
- Вы так думаете?!
- Я в этом уверена. Сегодня официальная отчетность по производству табачных изделий опирается только на данные, которые предоставляют госорганам сами «табачники». И в основе этих отчетов лежит только один критерий – объем закупаемых акцизных марок для оптовой и розничной торговли. По сути, это «игра в одни ворота». Для того, чтобы составить реальную картину объема продаж, этого явно недостаточно. Маркировка подразумевает нанесение на единицу выпущенной продукции двумерного стикера с полной информацией о выпущенной партии, ее производителе, и дает четкое представление о перемещении каждой пачки товара от производства до розничной продажи. А это значит, что у государственных органов будет исчерпывающая информация о том, сколько произведено и сколько продано на внутреннем рынке Казахстана, сколько поставлено на экспорт, и какие объемы продукции ввозятся. При этом, вся информация будет поступать в режиме онлайн. Помимо этого, мы получим информацию о том, сколько на самом деле покупают сигарет казахстанцы.
- И что это даст?
- В 2010 году казахстанская табачная индустрия, по информации производителей, выпустила 30 млрд сигарет, то есть, около 600 млн павек сигарет. В то же время, мы видим, что на рынке присутствует гораздо больше. Производители заявляют, что неучтенная часть продукции является контрабандой, то есть, нелегально ввезена в Казахстан. Маркировка положит конец басенкам о контрабанде, и поможет государству выявить объем и источник этих теневых поступлений на рынок. Увеличится прозрачность рынка, а, следовательно, появится четкая информация о том насколько уплаченные акцизы соответствуют проданным объемам товара.
- Что вы имеете в виду, когда говорите о «басенках»?
- Довод о контрафактной и контрабандной табачной продукции нельзя воспринимать серьезно. И вот почему. Производство сигарет – это сложнейшая технологическая цепочка. Нужно собрать и отсортировать табак, переработать его в сигаретную массу, уникальным образом завернуть его в особую папиросную бумагу, упаковать в изготовленную по определенному дизайну пачку, защищенную голографической наклейкой производителя. Все это требует специального оборудования. Можно ли все это сделать нелегально в подпольной мастерской, находящейся в гараже, или в подвале? Очевидно, что так называемая «контрабанда», это продукция, выпущенная все тем же производителем, но сверх объемов, заявляемых государству. Можно заказать акцизных марок на 30 млрд сигарет, а произвести 35 млрд в виде «контрафактной» продукции, и сбыть его на других рынках. Обязательная маркировка положит этому конец.
- А какой смысл производить контрафактную продукцию компаниям, заинтересованным в безупречности своего бренда?
- Во-первых, нелегально проданная продукция без уплаты налогов – это большие деньги. Во-вторых, обнаружение «контрафакта» всегда служит средством манипуляций и давления на государство, когда обсуждается вопрос о величине акциза. Дескать, вот вы увеличите акциз, мы снизим производительность, а нашу нишу на рынке займут производители контрафакта. Как правило, сразу после таких заявлений производителя следует «разоблачение» популярного видеоблогера, чудесным образом вступившего в телепатическую связь с контрабандистами, и обнаружившего их нелегальный товар в розничной сети. С введением маркировки станет сложнее давить на государство через СМИ и социальные сети демонстрацией постановочных видео. Поскольку теперь у госорганов появится очень хороший инструмент контроля. И у производителя уже не будет возможности включить «ночной станок» для производства неучтенного никем излишка – мониторинг рынка все-равно этот излишек выявит.
- Даже в случаях нелегальной розничной продаже «поштучно»?
- Для того, чтобы продавать по одной сигарете в розницу, нужно вскрыть целую пачку. А как это сделать незаметно, если она будет висеть в базе данных, как непроданная? Не сканировал марку, значит, не продал. Или продал из-под прилавка, что уже нарушение. Напомню, что маркировка учитывает движение каждой единицы товара. Скрыть что-то от налоговой будет просто невозможно.
- Да, но маркировка потребует от производителя некоторых вложений, что, соответственно, приведет к увеличению конечных цен на сигареты…
- Сегодня производители табачных изделий в Казахстане получают сто долларов прибыли на каждый вложенный тенге. Так что, в среднем, три тенге на нанесение марки на каждую пачку стоимостью в 400 тенге, не сильно ударит по их карману.
- А как Коалиция заинтересована в маркировке?
- Нам это поможет оценить эффективность мер по противодействию табакокурению. То есть, мы получим данные, сколько на самом деле покупают казахстанцы, и сколько они тратят на это свое пристрастие. А следовательно, появится возможность выяснить насколько хорошо работает государство, вводя запреты на продажу сигарет лицам, моложе 21 года. Могу сказать, что, например, повышение акцизов и публикация наклеек-«страшилок» уже снизили объемы покупки сигарет на 25%. Соответственно, можно выстроить корреляцию, сравнив это с данными затрат государства и казахстанцев на лечение от, скажем, бронхита. Я почему-то уверена, что в результате выйдет существенная экономия средств бюджета и личных средств казахстанцев. Мы уверены, что чем больше казахстанцев откажется от этой скверной привычки, тем лучше. Поэтому маркировку можем только приветствовать.