Школьная форма не должна становиться предметом бизнеса - аким Шымкента

Казалось бы, школьная форма призвана устранить различия между детьми в классе, однако и она становится причиной социального неравенства. Мало того, ученическая одежда не должна становиться предметом бизнеса, заявил новый аким Шымкента Ерлан Айтаханов, выступая накануне на традиционной августовской конференции учителей «BILIM jane GYLYM».
Ирина Абрамова

– Скрывать нечего, каждый год вокруг школьной формы образуется шумиха. Потому что есть семьи с низким доходом. В каждой школе форма разная, каждая утвердила свою. Например, родители хотят отдать ребенка в соседний лицей, а форма там очень дорогая – отсюда и социальное недовольство. Необходимо вопрос со школьной формой перевести в единую систему. Школьную форму превратили в бизнес. Следует прекратить такую практику, – сказал Ерлан Айтаханов.

Сегодня в Шымкенте так называемый «средний чек» на покупку школьной формы – от 11 500 тенге до бесконечности, где рубашка стоит 1 500 тенге, юбка – 3000, жилет – 2 000, а туфли – 4 500-5 000 тенге. Это минимальные, или «базарные» цены. В магазинах комплект будет дороже. В то же время о своих проблемах заявляют казахстанские производители школьной формы. Они утверждают, что без поддержки государства им не выдержать конкуренции с дешевой и, по их словам, некачественной ученической одеждой. Оказалось, что доля отечественной школьной формы на казахстанском рынке – всего 7% из 38 млрд тенге.

Остальное занимают китайские, кыргызские, узбекские и российские производители. Но даже эти 7% казахстанским швейникам удалось отвоевать только при поддержке акиматов крупных городов. Первым в 2005 году стал Алматы. Тогда производителей поддержали и педагоги, отмечая целесообразность введения единой школьной формы и то, насколько это снижает социальную напряженность и расслоение общества.

Президент Ассоциации легкой промышленности РК Любовь Худова на форуме по школьной форме в Шымкенте напомнила, что благодаря Дариге Назарбаевой были внесены изменения в Закон «Об образовании», была введена школьная форма. Однако это дало и неожиданный эффект: с введением на законодательном уровне единой формы в школах одновременно рынок открылся для недобросовестных импортеров, уверяет она.

– Сколько усилий было вложено, чтобы был этот проект, но мы опять открыли рынок для китайской, кыргызской, турецкой, а сейчас и узбекской продукции. Особенно в этом регионе. И получается, что всего 7% школьной формы производят наши отечественные товаропроизводители, что мы опять создали рынок для импортеров. Заходит продукция не сертифицированная, не декларированная и не безопасная для жизни и здоровья наших детей – на 100% синтетические материалы заложены. Представляете, ребенок по 8 часов находится в этой синтетической форме, что влияет на психику, на сосудистую систему, отсюда возникают разные заболевания. Но мы хотим пропагандировать наше производство, показать, что школьная форма соответствует национальному стандарту, в отличие от той, которая сегодня заходит на рынок.

В учреждениях образования города зарегистрировано 30 697 детей со статусом «малообеспеченные». В Фонд общего образования выделено 1 152 170 000 тенге. Из этих средств обеспечены: горячим питанием – 13 841 ребенок; летним оздоровительным отдыхом – 7 241; по акции «Дорога в школу» 9-ти школьникам оказана материальная помощь. Стоимость отечественного комплекта школьной формы – от 9-13 тысяч тенге без обуви. При этом речь идет только о покупке, к примеру, одной рубашки или блузки, одной юбки или брюк, одного жилета и одной пары туфель. Но каждый родитель старается приобрести сразу несколько рубашек и хотя бы еще одни брюки на смену.

Для многодетной семьи, где сразу несколько школьников, нагрузка на бюджет становится непомерной. Конечно, есть еще адресная социальная помощь, АСП поможет в некоторой степени решить эту проблему. В Шымкенте, к примеру, ее получают 40 тысяч семей. В 144 государственных и 11 частных школах Шымкента обучаются более 200 тысяч школьников. С началом нового учебного года учащиеся 1-10 классов станут обучаться по обновленной образовательной программе. 16 492 педагога (94%) прошли курсы повышения квалификации по такой программе. До конца года повысят квалификацию еще 1 980 педагогов. Если мнения родителей насчет единой школьной формы расходятся, то известно, что педагоги единогласно ее поддерживают.

Говоря о статусе педагога в современном обществе, градоначальник напомнил крылатое выражение Магжана Жумабаева: «Место учителя – всегда во главе стола». Глава города подчеркнул, что детей нужно с младенчества приобщать к духовным ценностям, и отметил необходимость разработки Концепции национального воспитания на три года для воспитания школьников в духе патриотизма и культурного развития. В 2019 году на сферу образования в городе Шымкенте выделено 77 млрд тенге, что на 26% больше по сравнению с прошлым годом. К 1 сентября будет завершено строительство 4 новых школ и 1 школьной пристройки.

В новом учебном году 130 школ перейдут на систему подушевого финансирования. До конца года в 6 школах решат проблему трехсменного обучения. Сейчас этот показатель составляет 32%. В ходе конференции обсудили задачи на новый учебный год. В 2019-2020 учебном году в Шымкенте в 253 государственных и 445 частных учебных заведениях будут обучаться свыше 294 тысяч учащихся. Учителя, добившиеся успехов, получили благодарственные письма Министерства образования и науки, акима города. В шымкентских школах преподают учителя следующих категорий: «Педагогмастер» – 75, «Педагог-исследователь» – 3 153, «Педагог-аналитик» – 1 879, «Педагог-модератор» – 1 450.

Новости партнеров