Когда учить - это призвание

Учитель по призванию, Хафиза Утеулина долгие годы шла к тому, чтобы воплотить свое видение системы образования.
Бактыгуль Бурбаева

Наш разговор она начинает с основ воспитания ребенка – с дошкольных учреждений. И первое, что ее здесь волнует, – кто они, воспитатели и нянечки таких детских учреждений? Кто идет работать в детсады с окладом 42 000 тенге? Почему в последнее время замечен всплеск нарушений в этих заведениях? Может, мы просто раньше не видели «кухни» детских садов, не слышали, как они там «воспитывают» детей, и нам было удобно думать, что там все хорошо? Добро пожаловать в Гостиную с Бактыгуль Бурбаевой!

Хафиза Мухтаровна Утеулина – экс-вицеминистр труда и социальной защиты, экс-вице-министр образования и науки, одна из основателей системы школ для одаренных детей в Казахстане. Именно ей посчастливилось претворить в жизнь свою идею с президентскими школами. Хафиза Утеулина стояла у истоков Назарбаев Интеллектуальных школ в Казахстане. Наша гостья считает основой всего человеческий капитал. А жить надо так, как будто это самый большой и важнейший проект!

Бактыгуль Бурбаева: Хафиза Мухтаровна, вы работали в системе социальной защиты населения, образования и науки и т. д. Расскажите, пожалуйста, почему вы снова выбрали образовательный проект?

– В целом система образования охватывает все 18 миллионов казахстанцев. Кто-то – родитель, кто-то – учитель, кто-то – бабушка или дедушка. Все, кто переживает, чтобы наше молодое поколение получило качественное образование, соответствующее ценностям XXI века.

Вообще, человеческий капитал – основа роста. Чтобы расти, нужны знания, здоровье, техника и технологии. Но это все будет недоступным, если не будет знаний. Я бы не рекомендовала увлекаться прямым переносом в нашу страну каких-то зарубежных экспериментов – это всегда чревато последствиями.

Также нужно говорить о системе оценивания качества образования. Существуют национальная система оценки знаний и международная система. Качество образования – это когда выпускник становится успешным специалистом. Но это все начинается с дошкольного образования.

В садике дети учатся общаться – коммуницировать, это самый главный навык, которому они учатся там. Ближе к школе они проходят предшкольную подготовку. Однако не все садики ее дают. И мне видится, что главное в садике – привитие навыков коммуникации, общения, мелкой моторики, через игру познавать окружающую среду, умение создавать свое личное пространство и безопасность.

Дети должны научиться переходить дорогу вместе со взрослыми, и это важный навык, важно также делиться игрушками, и то, что нельзя кричать и грубить, тоже навык.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

– Вы же знаете, что развитие технологий, компьютеров, планшетов повлияло на новое поколение и развитие речи детей. Они стали меньше говорить и больше смотреть. Задержка речи стала частым явлением.

Может быть, они и понимают, но высказать не могут. Это может привести ребенка к депрессии. Он не может выразить то, что он думает. Но, бывает, что он говорит, но его не слушают – родители сами «сидят» в гаджетах. Поэтому развитие речи в дошкольных организациях – очень важная задача. И очень важен уровень педагогической подготовки воспитателей детских садов.

В последнее время мы видим много печальных новостей, связанных с воспитателями детских учреждений. А сколько фактов не было разглашено? Министерство образования и науки должно коренным образом поменять отношение к воспитателям. И дело не только в уровне заработной платы. Да, могут сказать: «Поставьте высокие требования к кандидатам в воспитатели, но если заработная плата будет маленькой, то мы не найдем подходящих специалистов». Надо все решать в комплексе. Для того чтобы обеспечить качественное образование в целом, нужно помнить, что центральная фигура процесса воспитания – ребенок, а рядом с ним в начале этого процесса – воспитатель детского сада.

При этом, если воспитатели не педагоги, то как мы можем требовать, чтобы наши дети умели читать, писать и правильно коммуницировать?

Мира Мустафина: Воспитатели бьют детей, об этом чаще стали говорить родители и выявлять побои. Об уровне педагогов дошкольных учреждений стали поднимать вопрос только в последнее время.

– Рост рождаемости показал нам несовершенство нашей системы дошкольного образования. Детей стало больше, и мест в садах стало катастрофически не хватать. Государство разрешило частному сектору открывать дошкольные учреждения в частных домах, на первых этажах многоквартирных домов. И это разгрузило очереди в садики.

Материально вопрос о местах в детских садах был как-то решен: кто-то отдавал в государственные сады, кто-то – в частные. Государство стало доплачивать частным мини-центрам, куда ходят дети. И это замечательно! Но до сих пор не решен вопрос качественного обслуживания, предоставления качественных услуг в дошкольном образовании.

Вопрос повышения заработной платы воспитателям должен решаться в первую очередь. Второй вопрос – организация их переподготовки. Мини-центры открывают, как правило, педагоги, но у них нет специального образования по работе с дошколятами. Работа воспитателя тяжелая и ответственная, и случайные люди не должны воспитывать наше будущее поколение.

ГОССТАНДАРТЫ К ПЕРВОКЛАШКЕ ИЛИ НЕРАВНЫЙ СТАРТ В БУДУЩЕЕ

– Что наши дети должны уметь к началу первых уроков в школе?

– Стандарты в предшколе, сказали мне, простые: ребенок должен считать, знать буквы, держать ручку. Но, чтобы государство могло закрепить эти требования госстандартами, оно должно обеспечить место, где дети должны проходить предшкольную подготовку.

Либо такие стандарты должны обязывать государственные садики проводить трехмесячные курсы для будущих первоклашек. Либо школы, которые принимают в первый класс, должны за три месяца до 1 сентября открывать пришкольные курсы, чтобы дети могли подготовиться к школе.

Тогда условия у всех детей уравняются. Это неправильно – тестировать ребенка, когда он идет в школу неподготовленным.

Поступление в школы для одаренных детей должно идти через госорганы, чтобы обеспечить эти самые равные возможности и исключить коррупцию. Например, «Дарын», НИШ не должны сами принимать экзамены у своих абитуриентов.

Это должна быть какая-то общественная или государственная организация, которая должна проводить тестирование и рекомендовать к поступлению самых одаренных.

Так, департамент образования Нью-Йорка сам проводит тестирование, а потом победителей тестов распределяет по классам в школы, где учатся одаренные детки. У нас такие комиссии могли бы формировать в маслихатах.

Мы должны стремиться к синхронизации обучения в дошкольных заведениях с начальным образованием. Нужно очень серьезно поработать над системой сдержек и противовесов для того, чтобы нашим самым маленьким достались лучшие воспитатели и учителя.

И, кстати, родители в большей степени ответственны за воспитание своих детей. И никто не снимает с них этого.

– Сегодня в школе модно вводить какие-то уникальные занятия. Каждая школа по-своему решает количество дополнительных занятий и предметов. Как, по-вашему, нужно ли увеличивать количество предметов в школе, чтобы дети стали более образованными?

– Уверена, что количество предметов нужно сокращать, а не увеличивать. Базовые предметы должны быть от первого до последнего класса. Но для более направленного образования – нужно предлагать факультативы. В высшем образовании успешно внедрена кредитная система. Почему бы не внедрить ее в школу?

ДЕТИ В ИНТЕРНЕТЕ ИЛИ ИНТЕРНЕТ В ДЕТЯХ?

– На самом деле через интернет дети могут и получают намного больше информации и знаний, чем в школе. Нужно вводить больше активных форм образования. Использовать интерактивные уроки по предметам, чтобы увлечь ребенка и заставить его полюбить уроки. Важно, чтобы дети не только сидели на уроках в школе, но и ходили в музеи, театры, прогулки на природу.

Все это необходимо, чтобы у них происходило знакомство с окружающей средой, общественными и семейными отношениями. Только раскрыв ребенку мир и дав ему понимание его важного места в этом мире, мы сделаем большую профилактику суицидов. Ребенка нужно слушать и слышать. Вот здесь лежит корень зла «суицидальной наклонности». Мы ведь не оставляем времени на общение.

– Согласны с вашим мнением. А как вы относитесь к родительским комитетам в школах, можно ли дать новый импульс работе родительских советов, направив их энергию не на сбор средств, а на контроль расходования средств, выделяемых из бюджета?

– Нужно создавать общественные советы в школах, чтобы можно было давать рекомендации по кандидатам на должность директора школы, голосовании при распределении бюджета, выборе предметов и разборе оценок.

– Как вы относитесь к домашнему обучению?

– Я поддерживаю систему домашнего обучения. Но с учетом специфичности. Когда в семье много детей и все они обучаются дома, при этом их мама – педагог, это хорошо. В некоторых случаях такое обучение обосновано. Есть родители, которые не хотят отпускать в общую школу детей с особенностями. Интернет в этом вопросе помог продвинуться и уравнять в возможностях детей, которым в силу разных причин приходится учиться на дому. И тут очень подходят онлайн-уроки и электронные интерактивные уроки.

– А как же социализация ребенка?

–Искусственный интеллект сегодня все больше входит в нашу жизнь. Важно давать ребенку понимание, что в центре всей системы стоит человек с его логикой, умением креативно решать любые задачи. Поэтому важно прививать навык критического мышления, решение логических задач, умение аргументированно обосновывать свое мнение.

УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАЧИНАЕТСЯ В САДИКЕ

– Хафиза Мухтаровна, но если все начинается в детстве, то выбор будущей профессии может быть заложен в садике?

– Вполне, нужно только показать прикладные стороны науки, и дети потянутся к знаниям. В игровой форме подключать раннюю профориентацию. И когда мы говорим о престиже профессии, то нужно учесть, что изменения нужно вводить даже в систему «Болашак». Нужно не на учебу отправлять за рубеж. Для повышения эффективности госпрограмм необходима стажировка в мировых крупных компаниях. Высокий уровень инвестиций в человеческий капитал дает больше эффекта, чем расходы на приобретение самих технологий.

– Будет ли отток студентов платных отделений в пользу зарубежных онлайн-университетов?

– Онлайн-университеты в Казахстане будут пользоваться спросом. Пока Гарвард и Стэнфорд по-прежнему дороги, но можно воспользоваться пакетом их онлайн-услуг. Думаю, в дальнейшем образовательные учреждения должны перейти к некоммерческому виду деятельности, чтобы избежать многих проблем в системе образования. В том числе неравномерного распределения средств между статьями расходов – поддержать в коммерческом университете приобретение оборудования или рост дивидендов акционеров? Вот такой вот расклад.

В целом считаю, что жизнь – это большой проект. Чтобы она была успешной, начинать ее проектировать надо как можно раньше, надо учесть все возможности для роста и риски, поставив правильные приоритеты, и пошагово двигаться к цели. В связи с ростом потока информации будет нарастать файловая система усвоения материала. Наши дети будут вынуждены принимать информацию именно так.

Новости партнеров