Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Гульбану Абенова о системе управления в национальных университетах Казахстана

О системе управления в национальных университетах Казахстана рассуждает колумнист газеты Гульбану Абенова.
Гульбану Абенова о системе управления в национальных университетах Казахстана

Прочитала пост одного товарища. Он в восторге от решения Главы государства об отмене назначения ректоров национальных вузов президентским распоряжением. И называет это точечной реформой.

Считает, что министерский конкурс позволит привлечь амбициозных менеджеров в управление нацвузами. А что мешало МОН РК до этого привлекать их в управление вузов, не имеющих статуса «национальный»?

Один из бывших руководящих работников как-то рассказал, что сегодня преподаватель вуза может, в отличие от школьного учителя, зарабатывать хороший оклад за счет научных исследований, руководства магистрантами и докторантами. Поэтому повышающий коэффициент на оклады в нацвузах не станет значительным фактором привлекательности.

Нашему эксперту стоило бы сначала изучить систему управления Университета Сулеймана Демиреля, где есть конкурсное назначение ректора. Думаю, что и Правительству нашей страны стоило бы присмотреться к модели этого вуза. Его выпускники пользуются большим спросом на рынке труда.

В настоящее время МОН РК осуществляет две функции, которые сопровождаются конфликтом интересов: с одной стороны оно управляет организациями образования (вузы, республиканские колледжи и центры), а с другой стороны – их контролирует. МОН РК либо идет на поводу у руководителей организаций образования, либо принимает решения, которые устраивают его, исходя из существующей конъюнктуры, потому что министерство управляет ими через своих представителей в Советах директоров и решениями Единственного акционера, если это АО, и Единственного учредителя, если это ТОО.

Оба варианта могут привести к печальным результатам. Среди госслужащих очень мало сотрудников, которые могут принимать необходимые бизнес-решения. А образование, что бы ни говорили эксперты по социальному сектору, – это бизнес.

И инвестиции в образовательный сектор наших долларовых миллиардеров и мультимиллионеров в школы и вузы тому явное подтверждение.

Только и здесь нельзя полагаться на авось! Может ли кто-нибудь в МОН РК ответить: почему в одном городе при наличии педвуза, педагогические специальности есть и в других университетах? Да, и у экономистов могут быть просчеты и ошибочные решения, но у данной категории специалистов управленческие просчеты на порядок меньше, чем у госслужащих!

Во многих развитых странах соцобъектами управляют профи-менеджеры. Они возглавляют правление вуза, больницы или объекты культуры. Они управляют всей финансово-хозяйственной деятельностью, а ректор отвечает за организацию учебного процесса и научной деятельности, главный врач – за организацию лечебного процесса, художественный руководитель театра – за постановку спектаклей и организацию процесса репетиций. То есть каждый занимается тем, чему учился! Думаю, что в Казахстане пора пойти по этому пути! По крайней мере, в госвузах. Это могут быть как казахстанские, так и зарубежные компании. Обязательным условием должно быть наличие опыта работы в управлении организациями образования.

В нашем законодательстве такой вид государственно-частного партнерства (ГЧП) называется доверительным управлением. В нем предусматриваются все условия управления вузом, ожидаемые результаты и меры, принимаемые в случае их недостижения, а также постепенной локализации привлекаемого персонала.

Можно бы нанимать на руководящую должность иностранных специалистов, как это сделал Нархоз. Но, мне кажется, это будет половинчатым решением. Управляющую компанию на основе договора можно обязать материально отвечать за снижение результатов!

При оптимизации процессов и консолидации ресурсов можно добиться определенной экономии! Не верите? Проверьте, по какой цене закупаются однородные товары вузами в Алматы. Уверена, диапазон вас впечатлит.

Это бы освободило работников МОН РК от несвойственных функций управления субъектами бизнеса. Они бы сосредоточились на разработке методологии образовательного процесса на всех уровнях и совершенствовании законодательства. Это позволило бы ректоратам заниматься сугубо образовательной и научной деятельностью. Создало бы предпосылки к реальной автономии вузов.

Насколько этот вопрос актуален, легко проверить: давайте проанализируем планы финансово-хозяйственной деятельности казахстанских госвузов! Каковы планы по вхождению не в псевдо-, а реальные рейтинги вузов мира (к примеру, Шанхайский)? Какой индекс цитируемости ученых вуза достигнут? Какова доля иностранных студентов в общем контингенте? Есть ли репутационный рейтинг среди работодателей? Боюсь, что в планах наших вузов – ремонт, обновить мебель и оборудование, открыть новые специальности... Это тоже необходимо, но все-таки планы должны быть стратегическими и немного недостижимыми.

Новости партнеров
×