Организаторы уникального проекта – Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, «Астана Опера», Национальный кардиологический центр – подарили уникальную возможность услышать аутентичное звучание редких инструментов с особой историей.
– Сегодня мы отдаем дань памяти. Два молчаливых свидетеля нашей общей истории зазвучат через душу молодых музыкантов из Санкт- Петербурга и «Астана Опера». История этих инструментов уникальна, – сказала, открывая вечер, директор Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства Наталья
Метелица.
Рояль, изготовленный европейской фирмой Grotrian Steinweg Nachf в начале прошлого столетия, перевезен из блокадного Ленинграда в Казахстан в послевоенные годы. Хозяйка инструмента – Вера Ильинична Лазарева. Ее жизнь тесно связана с Казахстаном.
Выпускница Семипалатинской женской гимназии и Венской консерватории, жившая в Европе и работавшая педагогом по классу фортепиано в России, вернулась в Казахстан с желанием передать детям свои знания и умения.
В 1934 году организовала первую детскую музыкальную школу в Алма-Ате и заложила основы системного музыкального образования.
Великая Отечественная война застала Веру Ильиничну в Ленинграде. Во время блокады из-за мучительного холода в квартире она сожгла всю мебель, но роль сохранила. Это была память об отце, подарившем ей инструмент.
Спустя многие годы, перед смертью Вера Лазарева завещала любимый рояль своей алма-атинской ученице, которую обучала игре на фортепиано, и всю жизнь поддерживала с ней теплые отношения. Вот так рояль перешел по наследству выпускнице консерватории им. Курмангазы, пианистке Айгуль Кадыровой. Теперь семья известных музыкантов – Айгуль Кадырова и Серик Сырлыбаев – решила передать рояль Национальному научному кардиохирургическому центру. Благодаря фортепианному мастеру Мурату Кубекову раритет отреставрирован и настроен.
Впервые после 40-летнего молчания старинный инструмент зазвучал в ансамбле со знаменитой «блокадной виолончелью». Ее в первый год блокады начал создавать известный мастер Алексей Ушаков, а закончил после Победы. Виолончель – гордость крупнейшей в России коллекции музыкальных инструментов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.
В программе встречи, трогательной до слез, наполненной сердечностью и благодарностью, прозвучали шедевры классики.
Гвоздем вечера стала соната для виолончели и фортепиано ре-минор, опус 40 композитора Дмитрия Шостаковича, сочинявшего музыку в блокадном Ленинграде.
Соната настолько пронзительно сыграна на двух старинных инструментах петербургскими музыкантами – виолончелистом Ильей Измайловым и пианисткой Олесей Морозовой, что многие слушатели не стеснялись своих слез.
Продолжением классического камерного музицирования стал «Романс» для виолончели и фортепиано Ахмета Жубанова в исполнении виолончелиста Ильи Измайлова и главного концертмейстера оперной труппы «Астана Опера» Елены Сахно. Не случайно Елена Сахно – участница этого проекта. Ее дед Евгений Васнецов защищал Ленинград и погиб в день прорыва блокады.