Казахстанцы стали массово получать уведомления о задолженности налога на автотранспорт, которого у них нет. Также сегодня спорить с налоговиками вынуждены и владельцы квадратных метров. Им заявляют о долгах по недвижимости. В Комитете государственных доходов прокомментировали ситуацию, передает Liter.kz.
Жительница Нур-Султана Зауреш Балкенова сообщила, что налоговая прислала ей уведомление о задолженности на автотранспорт, которым она не владеет уже четыре года. При этом система без всяких предупредительных процедур моментально заблокировала банковские счета казахстанки.
"Машина была продана и снята с учета, все платежи по ней были закрыты, подтверждающие бумажки у меня хранятся в шкафу. В другие времена я бы бросилась искать справедливости, но не в этот раз - я спокойно пошла и заплатила эти 1844 тенге. Поскольку, если ходить по инстанциям, ЦОНам, налоговым, чтобы доказать свою правоту, то на это уйдет куда больше денег. Думаю, что здесь кроется свой тонкий расчет: люди у нас в целом не жадные, пойдут и заплатят, хотя бы для того, чтобы разблокировать свои карточки. В общем, чем я еще могу помочь нашему госбюджету?", - не без иронии написала она в Facebook.
В аналогичной ситуации оказалась астанчанка Диана Кулмаганбетова.
"Вот уже ровно год как я пешеход. Машину продала в сентябре 2019 года. Но налог-то за проданную машину, причем за 2019 год, который я оплатила, снова висит у меня в долге. При продаже также этот якобы долг висел на мне. Пришлось обратно ехать домой за оригиналом квитанции и показывать сотрудникам автоЦОНа. Занятный факт в том, что сотрудник Центра обслуживания населения хотел забрать оригинал квитка и прикрепить его к документам. Но я не отдала его, так как доверия нет уже, если честно: сто раз доказываешь каждый год, что ты не дурак. Так вот, в очередной раз это буду делать. Заявку на корректировку налога подала через приложение e-salyq. Посмотрим, как оно в действии", - написала она.
С ней солидарна Айнур Самедова - на ней висит долг по налогу на недвижимое имущество.
"Я как все. Все же сейчас бегают по налоговым, чтобы разобраться, почему в этом цифровом раю под названием Казахстан начисляют налоги на имущество, которым он уже не владеет. А что? Раз у тебя есть ипотечная квартира на задворках города-мечты Нур-Султана, то ты уже выиграл джекпот. Заплати 20 тысяч за 54 квадратных метра. Это в моем случае. Почему я должна бегать по правому берегу и отвлекаться от работы, чтобы исправлять ваши недоделки. Какая цифровизация?! Вы базы свести не можете", - посетовала она.
Девушка намерена сделать все, чтобы налоговики признали свою ошибку и привели в порядок данные по ней в своих информационных базах.
В Комитете госдоходов сообщили, что в настоящее время налоговые органы уведомляют о налоговой задолженности за 2019 год и прошлые периоды, в том числе по проданным транспортным средствам в 2020 году.
"Таким образом, в адрес физических лиц, продавших транспортное средство в текущем году и уплативших налог за 2020 год, при этом не уплативших налог за 2019 год, будут приходить уведомления о задолженности. Есть случаи, когда владелец транспортного средства при снятии его с регистрационного учета в 2019 году, оплатил налоговую задолженность за 2018 год. Поэтому им проходит уведомление о задолженности по налогу за три месяца 2019 года (этим в налоговой решили объяснить, почему приходят уведомления даже лицам, уплатившим годовой налог, - автор.)", - пояснили в ведомстве.
В госоргане при этом отметили, что налоговые органы не блокируют банковские счета физическим лицам в случае наличия у них задолженности по транспортному налогу.
В случае неисполнения уведомления налоговые органы выносят налоговый приказ и направляют документы в органы исполнительного производства для принудительного исполнения в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.
Необходимо отметить, что «письма счастья» не по адресу казахстанцы получают не в первый раз. Такая ситуация повторяется из года в год. В 2019 журналист Мира Мустафина поделилась удивительной историей – она получила уведомление о необходимости уплаты налога, при том, что машины у нее никогда не было.