Новая страница для детей Дома ребенка в Рудном

Столичный Дом ребенка, использующий в работе по уходу за детьми лучшие передовые практики, готов делиться опытом с аналогичными региональными учреждениями.
Мира Азизова

Знать самые главные секреты бережного обращения с детьми, создавать возможности для их полноценного развития и уметь преодолевать препятствия – вот, пожалуй, главное, чему следует научиться многим руководителям детских учреждений. Главному врачу столичного Дома ребенка Сауле Кенжебаевой в этом плане есть о чем рассказать и что показать. На текущей неделе она встречала коллег из Костанайской области.

Напомним о событиях, послуживших поводом для состоявшейся встречи. Ровно месяц назад экспертная группа во главе с заместителем акима Костанайской области по инициативе партии «Nur Оtan» посетила ряд детских учреждений региона. Именно тогда вниманию общественности открылась объективная картина, сложившаяся в Доме ребенка города Рудный (об этом наша газета рассказывала читателям).

Главный удручающий факт был связан с качеством ухода и жизнью детей с тяжелыми заболеваниями.

Так, стала известна история маленького Азата, страдающего гидроцефалией, с обширными поражениями кожных покровов на голове.

В Рудном были убеждены, что Азату и малышам с патологиями противопоказаны прогулки, что оградило их от возможности бывать на солнце, в то время, как именно такая активность, сам образ жизни, наполненный разнообразием, являются профилактикой любых осложнений, в том числе поражений кожных покровов, и дают возможность на полноценную жизнь каждый день.

В связи с этим Совет по защите прав детей при партии «Nur Otan» и акимат области составили план по обучению сотрудников качественному уходу и улучшению образа жизни для таких детей. И вот все руководители домов ребенка Костанайской области, в том числе и.о. главного врача Дома ребенка г. Рудного Нина Смагина ознакомились с жизнью детей, с подходами и новшествами, и, главное, извлекли необходимые выводы для последующей работы.

Все участники встречи убедились, что особенные дети, несмотря на сложность патологии, могут жить полноценной жизнью, что их жизнь не должна ограничиваться четырьмя стенами, кроватью и переворачиванием.

В настоящее время в Доме ребенка города Нур-Султан живут около 70 детей. К сожалению, большинство из них с пороками развития. Это и стало причиной отказа от них родителей.

Но в Доме ребенка усиленно работают с каждым ребенком, имеющим патологии в развитии. Ежедневная реабилитация дает свои плоды – и, как результат, тех малышей, которые смогли встать на ножки, забирают либо свои, либо приемные родители. Только за год из 25 особенных малышей восемь обрели семью. А для тех, кто остается в Доме ребенка, создали такие условия, которые ничем не уступают домашнему уюту, а главное – заботу.

– Надо отходить от стереотипов, что особенным детям что-то противопоказано, мы никого не делим. У нас все дети и живут вместе, и в походы ходим тоже вместе. Нет такого, чтобы лежачие дети были хоть в чем-то ограничены. Наоборот, мы их вовлекаем как можно в большее количество мероприятий, плавание, прогулки, праздники на руках у воспитателей, сотрудников, и у нас в этот процесс вовлечены все, даже бухгалтера, которые тоже нам помогают. И никакие патологии не являются преградой для полноценного дня и детства. Сауле Кенжетаевна всегда нам говорит: не ищите для себя оправданий, почему это сложно или нельзя, делайте так, чтобы не вам, а ребенку было удобно и хорошо, – делится старший воспитатель Дома ребенка г. Нур-Султан Жанна Шынжанова.

Оснащенные по последнему слову техники и оборудованные самыми лучшими предметами быта для использования их детьми с патологиями, помещения столичного Дома ребенка не могут не вызывать восторг. Но, как говорят сами сотрудники, ремонт – это, конечно, важно, но главное – это стремление дать ребенку все для радости и полноценной жизни каждую минуту.

Именно так можно сказать о 2-летнем Алдияре, диагноз которого такой же, как и у Азата из Рудного. Малыш, который вобрал в себя самые страшные пороки развития, живет здесь практически с самого рождения.

– Он поступил к нам из Центра материнства и детства. Ребенок с множественными пороками развития: гидроцефалия, порок развития головного мозга, порок развития кистей рук, отсутствие глазных яблок, четыре носовых хода, из них работают только два, порок развития полости рта. Родители были вынуждены его оставить, потому что за таким малышом требуется особый уход, – рассказывает врач-педиатр Лидия Михайловна Демидчик.

При его рождении врачи не надеялись, что он проживет хотя бы минимальный срок. Но прошло два года и семь месяцев. Алдияр живет благодаря тщательному уходу за ним. У ребенка увеличивается в размерах голова, тельце же остается маленьким.

Поэтому один медработник с ним не справляется. Купают, выводят на прогулку его всегда вдвоем. Дежурные сестры читают Алдияру сказки, разговаривают с ним. Они верят, что он все понимает, иначе откуда в этом маленьком человечке столько желания жить…

Нам показывают чепчик, в котором Алдияра выводят на прогулку. Таких размеров в продаже нет, но среди медперсонала Дома ребенка есть те, кто с удовольствием шьет и вяжет для малышей. Поэтому и проблем с одеждой для Алдияра здесь нет. Во всяком случае, причин, чтобы в чем-то ограничить ребенка, здесь не ищут.

Вдвоем поднимают, на улице перекладывают в коляску для двойняшек. И так Алдияр дышит свежим воздухом. Кормят на руках, держат в вертикальном положении. Всю еду мальчик получает в размельченном виде, поскольку жевательного рефлекса у него нет. Пьет, как и все дети, воду, какао. Печенье перетирают с фруктовым соком.

– Мы его не ущемляем ни в чем. Иммунная система очень слабая. Но Алдияр живет благодаря хорошему уходу. Мы очень переживаем за него. Иногда смотрю, когда он плачет, а у него слезы медленно текут по щекам. И так жалко его становится… Врачи из Центра материнства и детства удивлялись, что до сих пор он живой. Они думали, он сразу погибнет. Но нет, он борется за жизнь. Значит, теплится в нем желание жить, – говорит Лидия Михайловна.

Как-то приезжали в Дом ребенка коллеги из Питсбурга и привезли с собой брошюру, в которой были подробные практики по уходу за особенными детьми. Казахстанцам сильно приглянулся опыт с гамаком. Обычный висячий гамак, оказывается, можно использовать для реабилитации детей. Это очень хорошая профилактика пролежней. Новорожденным же детям он напоминает утробу матери.

Готовых маленьких гамаков в магазинах НурСултана не нашлось. Поэтому, долго не думая, сотрудницы дома ребенка сами сшили гамак по необходимому им размеру. Теперь демонстрируют это приспособление гостям, как действительно эффективный метод реабилитации. Таких случаев, когда всем миром решали вопросы и справлялись с трудностями, в практике Дома ребенка много. Но никто не припоминает случая, чтобы кто-то из коллектива воспротивился чему-то новому и возразил со словами: можно же и без этого обойтись.

Здесь принято использовать все возможности, которые хоть на малюсенький шажок придвинут ребенка к выздоровлению. Здесь не боятся учиться, познавать новое. В практике со слабовидящими детьми работающая с ними воспитатель использует следующую тактику: она закрывает глаза, берет в руки руку ребенка и вместе с ним находит какие-то предметы, обозначает границы.


Новости партнеров