В этом году КазНУИ закончили 354 выпускника, из них – 304 по образовательной программе бакалавриата, 50 – по программе магистратуры. Об этом стало известно из годового отчета ректора КазНУИ, Героя труда Казахстана, народной артистки РК Айман Мусахаджаевой о результатах деятельности вуза. А открыть годовой отчет доверили студенческим коллективам и солистам. Ведь именно такая практика эффективно способствует накоплению молодыми музыкантами ценнейшего исполнительского и сценического опыта, считают в творческом вузе.
«МОЛОДОЙ» НЕ ЗНАЧИТ «НЕИЗВЕСТНЫЙ»
Годовой отчет ректора, собравший в зале имени Жамбыла Жабаева аншлаг, плавно перетек в концерт. Можно утверждать, что выступления напрочь разрушили понятие «молодой музыкант». Как оказалось, оно далеко не всегда подразумевает «неизвестный». Например, ансамбль домбристов «Шабыт», принимавший участие в отчетном концерте, не нуждается в особых представлениях. Ансамбль совсем скоро отправится в тур по городам США (Нью-Йорк, Филадельфия и Балтимор). Коллектив многократно подтвердил свою артистическую зрелость и даже право на «сольник» в любом престижном зале. Музыканты – волевые, с отличной техникой, чувством ансамбля. Понравились еще арфистки и флейтистки, исполнившие отрывок из оперы «Князь Игорь» А. Бородина. Арфа и флейта звучали насыщенно и бархатисто, ровно по всему диапазону. Объединение таких ярких инструментов в ансамбль всегда сопряжено с поисками компромиссов и общности позиций.
Честь открыть годовой отчет была доверена Евразийскому симфоническому оркестру КазНУИ под управлением маэстро, заслуженного деятеля РК, кавалера ордена «Құрмет» Абзала Мухитдинова. Программу ребята выбрали как опытные концертанты: «Дайрабай» Е. Рахмадиева, «Отан» С. Абдинурова, гимн университета, написанный К. Дуйсекеевым. Из привлекательных качеств студенческого симфонического оркестра отметим умение выстроить целое так, что слушается произведение при неослабевающем внимании. Все смены темпов выверены, драматургия частей с кульминациями и моментами релаксации четко продумана. Впрочем, играть в начале сезона всегда непросто, а общее впечатление от коллектива осталось самое благоприятное. Потенциал оркестра мощный, и публика вправе ожидать в будущем интересных художественных свершений. Что касается ансамбля барабанщиков «Kaz Percussion Group», то в данном концерте они показали себя крепкими музыкантами. Они свободно владеют инструментом, звук у них приятный, но все-таки камерный. Думается, что студенты пока еще находятся в поиске своей манеры, и данное прочтение известнейшей Drumline – пробный шаг на пути к большому успеху. В шаге от большой популярности победительница детского «Славянского базара» Куралай Мейрамбекова и дипломант І степени Международного фестиваля современной украинской песни «Молодая Галичина» Мереке Кенжегулов.
ЗДЕСЬ ТАКИЕ КОНЦЕРТЫ!
Зал имени Жамбыла, оборудован новейшей концертной аппаратурой и обладает хорошей акустикой. С парадным подъездом и шикарным гардеробом. Так что невозможно представить замкнутую, что ли, жизнь творческого вуза. Эта открытость и искренность, собирание интеллигентной публики здесь уже –традиция.
В наступившем отчетном периоде университет предлагает интереснейшие концерты для любителей классической музыки. В планах – конкурсы «Астанамерей» и Astana Violin, «Шабыт». А в минувшем году в залах университета проведено более сотни мероприятий, в их числе классные и плановые концерты, семинары, мастер-классы, конкурсы. Возле афиш концертов, кстати, однажды приходилось наблюдать и такую сценку: некий меломан звонил по мобильнику знакомым и взахлеб докладывал: «Тут такие концерты! Играет Карина Измайлова. И еще – вход свободный!» Такой же шепот прошелся по зрительному залу, когда объявили имя пианистки. Карина Измайлова исполнила этюд № 12, ор.25 Ф. Шопена. И как сыграла! Карине есть в кого быть невероятно талантливой – она внучка народной артистки СССР, композитора Газизы Жубановой.
А какой мощной энергетикой обладает хоровое пение понимаешь, когда слышишь Смешанный хор университета – это полное, официальное, паспортное имя культурной достопримечательности и реликвии, радости и гордости.
Почему этот коллектив удостоен права участвовать в отчетном концерте? Потому что он в очередной раз стал участником престижного фестиваля Дж. Россини в городе Пезаро (Италия). В рамках итальянского фестиваля хор провел два концерта. Теноры, баритоны, басы, сопрано, меццо-сопрано соединяются, сливаются неразделимо в один голос – голос хора. Сливаются благодаря одному человеку – дирижеру. А будет ли это чудом, зависит от таланта дирижера.
В случае Смешанного хора университета, где художественным руководителем и главным дирижером несколько лет подряд является Батыржан Смаков, и талант, и чудо бесспорны. Хор – это исполнитель. Даже великое произведение великого композитора, пока оно не исполнено, – всего лишь ноты, шанс. Так что Смешанный хор давно признан ведущим популяризатором хоровой музыки казахстанских композиторов – и прошлого, и настоящего, ведь прошлое, даже самое славное, согласитесь, невозможно без настоящего. Вот вам ответ на оживающие давние споры физиков и лириков: снова некоторые технократы заявляют, что вся гуманитарная сфера, искусство, музыка – вещи абсолютно лишние и обременительные для современного «профи». Университет пытается этому противостоять.
За 20 лет в учебном заведении сложились собственные научные и исполнительские школы. Прежде всего к ним относятся скрипичная, музыковедческая, фортепианная, вокальная, хоровая и школа исполнительства на народных инструментах. Наверное, абсолютно невозможно описать словами ни дивную атмосферу во время репетиции ансамбля виолончелистов «Болашақ», ни высочайшие профессиональные требования, ставшие здесь нормой, ни уважительное, коллегиальное отношение к ученикам.
Ребята стремились с утра на репетицию, и не было никакого желания уходить вечером. Культурная, музыкантская планка была настолько высока, что у нас, сторонних наблюдателей, невольно возникало желание попытаться дотянуться, соответствовать ей, хотя мы с ужасом понимаем всю безнадежность этих усилий. В университете развивается собственная национальная модель высшего музыкального образования, ее уникальность в единственной в республике пятиступенчатой системе, и, конечно, в органическом синтезе классической европейской и казахской национальной систем обучения.
В немецкой романтической литературе есть такое понятие – «человек с необъятным сердцем». Это – о ректоре университета Айман Кожабековне Мусахаджаевой, которая влияет на умы молодых музыкантов, наводит трепет – смесь священного страха и восхищения ее одержимостью своей профессией. А если визитную карточку и гордость любого учебного заведения составляют имена воспитанников, которые прославились приобретенной в альма-матер профессией, то КазНУИ есть кем гордиться: в отчетном году 182 студента стали лауреатами и дипломантами международных, республиканских конкурсов, олимпиад, Здесь получил вокальное образование Димаш Кудайберген. Летом юные музыканты выступали в Карнеги Холл в Нью-Йорке. Данный концерт открыл триумфальное турне музыкальных коллективов и солистов университета по городам республики и США.
Сегодня КазНУИ – центр музыкальной культуры, стягивающий воедино сюжеты на первый взгляд даже и не музыкальные. Например, в декабре прошлого года прошел Республиканский фестиваль короткометражных фильмов и научно-практическая конференция, посвященные 70-летию со дня рождения Бауыржана Рамазанулы Ногербека. Именно благодаря этим мероприятиям жители столицы имели честь увидеть и услышать заслуженных деятелей отечественного кинематографа – драматурга Розу Муканову, кинорежиссеров Сатыбалды Нарымбетова, Дамира Манабай, Сергея Азимова, Серика Апрымова, театроведа Алию Бопежанову.
К чести университета и столицы стоит сказать – выступление студентов и преподавателей прошло при полном аншлаге. Но, конечно, кроме этого отчетного концерта будет еще много других концертов в наступившем учебном году. Все они будут отмечены той самой особой атмосферой, которую создают музыка и настоящее искусство.