Любите географию

Руслан Каратабанов, учитель, преподаватель, исследователь, автор учебника «География». Он поразил нас своей энциклопедичностью, не было вопроса, на который бы он не смог ответить. А вопросов было немало: это и обновленная программа образования, и вопросы туризма и его развития в Казахстане, нюансы написания учебников и методика преподавания. Обо всем этом шла речь на очередной встрече. Добро пожаловать в гостиную с Екатериной Тыщенко.
Екатерина Тыщенко

Любите географию

Нашу беседу гость начал с темы развития географии в Казахстане. А также он рассказал, как создается учебник и какой подход необходим к сегодняшним школьникам, чтобы заинтересовать их в процессе обучения. – Что касается современного географического образования, мы исходили из той точки зрения, что помимо географических знаний, человеку необходим широкий спектр образования. Время меняется стремительно и наш ученик должен быстро адаптироваться и использовать ту конъюнктуру, которая складывается во всех пространствах нашей жизни. То академическое образование, которым славилось советское, а затем и казахстанское образование, осталось. Но поменялись подход и методика преподавания. Т.е. ученик по большей части должен стать «хозяином» своего обучения. Раньше единственным источником знаний был учитель. У некоторых даже не было возможности часто ходить в библиотеку. Сейчас же в один клик детям доступна обширная и развернутая информация, – отметил Руслан Каратабанов.

Автор учебников подчеркнул, что через географию должно идти изучение других предметов. Так, например, в учебник за 9 класс включены темы по топонимике. Таким образом, прививаются знания по развитию языков. И географические названия звучат по-другому. Все термины, которые используются в науке сегодня, были у казахского народа и дают полное представление о местности.


Екатерина Тыщенко: – Расскажите, пожалуйста, как в целом идет процесс составления учебников? Кто разрабатывает концепцию, выбирает темы для учебника?

– По обновленной программе образования у казахстанских авторов действительно мало опыта в составлении учебников. И здесь коллективы формируют издательства. Затем коллектив ищет ведущего автора, который и подбирает соответствующих специалистов. В их числе сотрудники вузов, ученые, школьный учитель географии, один методист, знающий обновленную образовательную программу, а также ведущий автор, формирующий собственный контент. Что касается концепции. Она, в первую очередь, соответствует всем требованиям образования. Там, помимо географических знаний, есть такие ценности, как казахстанский патриотизм, гражданская ответственность. Есть навыки широкого спектра. На выходе из школы любой ученик должен обладать критическим, творческим мышлением, владеть всем спектром информационно-коммуникационных технологий. И это требование относится не только к предмету географии, а в одинаковой степени ко всем предметам. Мы даем академическое содержание географии с учетом новых способов обработки информации. Задания совершенно другие. Любой учебник состоит из таких элементов, как тема, блок целей и задач, задачи урока, потом уже по этим задачам даем порционно информацию.


Лариса Конысбаева: – Как выстроена методика работы учителя с учениками?

– В книге дана исходная информация, чтобы понять тему. Учитель заранее знакомится с представленным текстом и выстраивает свою концепцию урока. География – это не тот урок, где требуется непрерывное чтение. Что касается домашнего задания. Постоянной работы с текстом нет. Через творческую работу дети выполняют интересные опыты. Например, сделать макет горной местности, подготовить информацию, проанализировать фильм, написать статью или эссе. Работа с текстом для ученика дается порционно.


ПРО ПЕРВЫХ УЧИТЕЛЕЙ И КАДРЫ


Мира Мустафина: – География – это такой урок, который во многом зависит от учителя, как он заинтересует ученика. Я 35 лет назад окончила школу, и с удовольствием вспоминаю уроки своего учителя географии. На них мы играли, и информация запоминалась очень легко. Он водил нас в походы, мы ездили по всей области. Как сейчас складывается ситуация с кадрами среди педагогов?

– Меня очень трогает, когда вспоминают своих первых учителей. Это относится ко всем предметам. И действительно, важно заинтересовать ученика. Как заинтересовать? Уже в самой учебной программе заложены задачи, которые делают урок интересным. Самое главное, что в каждом уроке дан определенный глагол к действию. Например, сделай, проанализируй, составь и т.д. И уже по обновленной программе формируется разносторонний подход к изучению новой информации. Она обеспечивает интересное проведение уроков. Раньше учителя обучали по темам. Но цели придумывал сам учитель. А теперь к новой программе предложены цели, которые ученик может достигать. Что касается вопроса по подготовке кадров, могу сказать, что с недавнего времени во всех педагогических вузах Казахстана пошел подъем и повышенный интерес к школьной программе. Они стали сотрудничать с курсами повышения квалификации. Учителя географии стали разрабатывать новые программы, как готовить студентов-выпускников. У образования всегда эффект отсроченный. А новые кадры, думаю, мы получим уже через два-три года. Учителя вышли из зоны комфорта. Т.е. раньше мне бы было комфортнее прийти в класс, за 40 минут рассказать тему. И потом уже на следующий день за 30 минут выслушать ответы учеников. Теперь та же тема осваивается по-другому. Активный глагол теперь позволяет интереснее осваивать тему. Если, например, написано – проанализировать, я как учитель должен направить мысль ученика в нужное русло. Если написано – оценить, то должны быть суждения. Например, «далекоблизко», «дорого-дешево» и т.д.


Екатерина Тыщенко: – Насколько эффективно изучение предмета по электронным учебникам? Ведь с недавнего времени школы Казахстана переходят на онлайн учебники?

– Для нашего поколения это может показаться неэффективным. Но, начиная с 2010 года, ученые выделили такой пласт людей, которых называют альфа-поколением. Т.е. это первое поколение, которое родилось в эпоху интернета. Это первое поколение, для которых онлайн технологии – такое же обычное явление, как для нас пить чай или воду. Информацию они черпают онлайн. И мы, имея склонность к бумажным источникам, классическому преподаванию, хотим навязать старый метод преподавания. Хотя сейчас становится эффективнее осваивать знания онлайн. И поэтому мы должны учитывать эти возможности. Молодежь легко работает с гаджетами, со всей компьютерной техникой. Обучение по онлайн учебникам решает такой вопрос, как проблема тяжелых рюкзаков, также возможность доступа к учебникам из любого места, в тех случаях, когда я не могу взять его с собой. Например, ребенок поехал с родителями в поход выходного дня, и ему необходимо повторить урок. Он заходит в портал, открывает его и повторяет. Новые технологии позволяют постоянно быть в теме. Недавно одному из ученых задали вопрос: «Как повлияют информационнокоммуникационные технологии на образование?» Он сказал, что ровно так же, как и бумага – на образование. Онлайн станет такой же необходимой рабочей средой, как и бумага в свое время.


 ЭКСПЕДИЦИЯ ЭКСПЕДИЦИИ РОЗНЬ


 Бактыгуль Бурбаева: – Сколько экспедиций проводит в год казахское географическое общество «Qazaq Geography»? Как экспедиции влияют на развитие исследований?

 – Я получил от «Qazaq Geography» приглашение буквально недавно. Если вы заметите, первый раздел учебника предмета география начинается с методов географических исследований. Мы должны каждого ребенка научить исследовать. Поэтому здесь они оттачивают практические навыки метода, потом создается сетевое взаимодействие учителей географии. Создается клуб любителей географии среди учащихся.


Екатерина Тыщенко: – «Qazaq Geography» проводит много исследовательских экспедиций. Как вы думаете, насколько сильно такой опыт вызовет интерес у детей. Как когда-то ученые с большим энтузиазмом открывали «белые пятна» географии? Ведь в Казахстане есть много неизведанных мест.

– Роль подобных экспедиций огромна. Человек хорошо запоминает то, что он видит своими глазами. Просто прочтение информации позволяет запомнить 5-7%. Максимум 10%, если ребенок прочтет несколько раз. Практически 80% этой информации не попадет в долгосрочную память. Например, если я прочитал о мазаре Жошы хана, потом туда поехал. И если, например, один ученик описал его с точки зрения архитектуры, другой – со стороны казахского символизма. И та информация о месте, полученная путем комплексного изучения информации, оставит отпечаток на долгое время. Такой метод практиковался в средневековой и новой Европе. В то время для детей аристократии проводились так называемые специальные «Гранд туры», когда дети европейской знати и аристократии должны были посетить все ведущие центры Европы. И это было обязательным пунктом в рамках их обучения. Для казахстанских детей – это тоже играет очень важную роль. Подобные программы вводят Назарбаев Интеллектуальные школы. Например, учащиеся Костанайского региона выезжают в ЮКО. И это не просто туристическая поездка, а они проводят большую исследовательскую работу, затем защищают свои проекты. НОВЫЙ


ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛА


Нурай Уразов: – Я просмотрел учебник. Если честно, давно не держал в руках. Я понимаю, что в советское время книга была единственным источником знаний. Насколько актуально сейчас применять книги в процессе обучения наравне с современными онлайн возможностями? Насколько адаптированы учебники?

– В учебнике мы даем «инструкцию», как работать с информацией. Но если мы раньше давали общую информацию, то сейчас, например, к этому мы даем задания новой формации. Например, подготовь информацию о стране, исходя из разных предпочтений целевой аудитории. Здесь я говорю ученикам, что такое целевая аудитория. Например, ученик готовит информацию для предпринимателя, казахской диаспоры, иностранного туриста. Информация для каждого из них будет разная. Поэтому педагог будет давать технологию, как выполнить задание. Большую часть информации дети будут брать из различных источников. Для предпринимателя важно знать, например, где приобрести продукцию, а если я турист, то мне будет интересно, что и где посмотреть, где покушать и отдохнуть, приобрести сувениры. Все равно, в учебнике должен быть минимум географического контента. Поэтому издания содержат алгоритм к выполнению задания и изучению темы. Мы не можем оставить все на возможности интернета. Есть сельские школы, где не везде настроен выход в интернет. Для них трудно найти нужную информацию, не все библиотеки укомплектованы бумажной литературой современного поколения. Но даже при этом, информация для учителей и учеников должна быть. И учебники предлагают аналоги заданий. Например, провести полевое исследование. И ученик выбирает тему сам. Или, например, написать статью. В издании к уроку прилагается схема, что не составит труда в подготовке задания.


Мира Мустафина: – Я помню, что в советское время была географическая карта. Сохранилась ли работа по контурной карте и атласу?

 – Раздел нашей учебной программы по географии содержит раздел «Картография и географические базы данных». По любой теме ученик должен уметь составлять картосхему. Что такое картосхема? Вы должны показать, к примеру, презентации к географии собственных корреспондентов ЛИТЕРа и АЙКЫНа. Вы берете карту Казахстана и различными условными знаками показываете, где есть собкор, а где его нет. По любой теме, необязательно связанной с географией, ребенок должен научиться составлять подобные схемы. Учебники разработаны таким образом, чтобы ученик использовал подобные навыки хотя бы раз в жизни, и эти знания ему пригодились в любой сфере его жизни, даже если он не будет географом.

Новости партнеров