ВДОХНОВЛЕННЫЙ АТМОСФЕРОЙ
Режиссер-постановщик Давиде Ливермора не впервые радует казахстанских меломанов своей работой на столичной сцене. У него сложились довольно крепкие, дружеские связи с «Астана Опера». Первое его сотрудничество со столичным театром состоялось в 2017 году, когда он был членом жюри престижнейшего вокального конкурса «Опералия» Пласидо Доминго.
Летом 2017 года совместно с заслуженным деятелем РК, маэстро Аланом Бурибаевым поставил в «Астана Опера» «Турандот» Дж. Пуччини, имеющую до сих пор грандиозный успех у зрителей. Творческий диалог дирижера и режиссера весьма органичный. Давиде Ливермор вдохновлен атмосферой и условиями работы в «Астана Опера», поэтому с особым желанием приступил к постановке «Евгения Онегина». Больше всего его поражает, что к каждому культурному событию не только в театре, но и культурная общественность относятся с большим трепетом.
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» ИЛИ «ТАТЬЯНА ЛАРИНА»?
Любопытный факт: несмотря на свой звездный статус, режиссер, начиная работу над постановкой, скрупулезно готовится к ней, много читает, изучает, погружается в музыкальный материал. Режиссер-постановщик твердо убежден, что опера «Евгений Онегин» является фундаментальной частью воспитания чувств для многих поколений. Поэтому в спектакле он обошелся без переносов в эпохи, во всяком случае, нашел что-то вневременное. Он вложил в свою трактовку многослойные подтексты, связанные человеческими чувствами. Без сомнения, каждый зритель найдет в спектакле отзвук своих собственных переживаний. А для этого постановщик сделал так, что в начале оперы покажут новую сцену, которой нет в партитуре: Татьяна в зрелом возрасте, подводя итог жизни, вспоминает дорогую сердцу историю любви, которая вызвала большие потрясения и самые сильные эмоции в ее жизни.
– Мне хотелось, чтобы зрители после просмотра спектакля сказали, что эта история актуальна и сегодня, что она находит отклик в их сердцах и затрагивает их эмоции. В этой постановке мы увидим внутренний мир Татьяны. Узнаем, как молодая женщина приходит к женской зрелости, прекрасно осознавая, что она потеряла, что приобрела и открыла в жизни. Все это происходит с чувством глубокой зрелости. А также мне бы хотелось, чтобы внимание публики было сосредоточено именно на описании внутреннего мира Татьяны, – поясняет режиссер Давиде Ливермор.
Получилась интересная постановка, полностью проникнутая музыкой, атмосферой и содержанием, заложенными великим композитором.
– Композитор писал эту оперу в 1877 году, почти через 50 лет после создания романа. Петр Ильич включил в нее 7 сцен, которые в основном связаны с образом Татьяны, так как именно она является для него ключевым персонажем. Так, композитор начал писать оперу со сцены письма Татьяны. Две трети оперы были созданы очень быстро – летом 1877 года. Следующую часть оперы он закончил только в феврале следующего года из-за хлопот со своей женитьбой. Каждый герой в опере имеет свой музыкальный образ. Я пытаюсь разогревать оркестр в моментах, где появляется Ленский, потому что у него очень горячий нрав, и остужать до ледяного состояния в сценах с циничным, сухим Онегиным, такими как их описывает Пушкин: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень», – говорит дирижер-постановщик, заслуженный деятель РК Алан Бурибаев.
В спектакле, который прошел на прошлой неделе, сильнейший состав исполнителей: Евгений Онегин – Талгат Мусабаев, Татьяна – Айгуль Ниязова, Владимир Ленский – Жан Тапин, и Ольга – Дина Хамзина
Помимо вокалистов и хора, большую работу в подготовке к опере проделали артисты балета под руководством хореографа-постановщика Елены Шерстневой.
МАГИЯ СЦЕНЫ
Постановка готовилась полгода. Богатая природа в спектакле гармонично сочетается с архитектурой. К тому же, постановка насыщена грандиозными видеопроекциями. В одном из домов, где живут главные герои, вместо окон вмонтированы LED-экраны, на которых появляются красочные изображения. Колоссальную работу сделал художник по свету Винченцо Рапони (Италия).
Произведет впечатление интерьер, украшенный огромной люстрой с плафоном, удивляет вращающийся большой круг с танцующими на нем парами молодых людей, а дополнит картину большое зеркало. Это все зритель увидит в последней части спектакля. Вообще постановка отличается от предыдущих тем, что в ней много движущихся элементов декораций. Еще в ней задействованы животные, к примеру, в картине дуэли будут участвовать лошади, а также публика увидит запряженный ими фаэтон.
Художники по костюмам Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов ставят оперу «Евгений Онегин» впервые, как и впрочем, режиссер-постановщик Давиде Ливермора. Для этой постановки они подготовили около 250 костюмов, при этом использовали исторический крой, сохраняя технологии 1820 года, таким образом, костюмы выглядят некой реконструкцией нарядов тех времен. Практически все женские платья отделаны вручную.
Впечатляют сложные многоярусные прически с перьями и парики артистов. Несколько любопытных фактов: согласно либретто оперы, в сценах именин Татьяны и бала, гостей угощают различными яствами. Трудоемким для бутафоров театра стал процесс изготовления печенья, его насчитывается около 800-900 штук.