Системная проблема

В центральном аппарате партии «Nur Otan» под председательством депутата Мажилиса Омархана Оксикбаева состоялось заседание Республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией.
Талгат Исенов

Члены РОСПК обсуждали ситуацию, сложившуюся в сфере образования и науки.


ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ


В начале заседания присутствующим был показан видеоролик, подготовленный Советом. Так, за 2017, 2018 и первые шесть месяцев 2019 года в сфере образования и науки было зафиксировано 433 коррупционных правонарушения. К уголовной ответственности привлечены 250 лиц, которые оказывали содействие в «решении» кадровых вопросов, сдаче экзаменов, выдавали поддельные документы, за вознаграждение покровительствовали в продвижении научных проектов и т.д. и т.п.

К примеру, руководитель отдела образования Экибастуза организовала сбор денежных средства – по 100 000 тенге с каждого из директоров 45 общеобразовательных школ – за успешное проведение и сдачу выпускниками ЕНТ. В Кызылординской области глава департамента по контролю в сфере образования получил взятку в сумме 300 000 тенге от представителя частного колледжа – за неприостановление лицензии.


В Мангистауской области заместитель руководителя отдела образования города Жанаозен получил взятку в сумме 2 млн 300 000 тенге от ИП – за оказание содействия в продлении договора об обеспечении горячим питанием в школах. А наиболее резонансным делом является привлечение к уголовной ответственности бывшего вицеминистра образования и науки Саята Шаяхметова за хищение бюджетных средств в сумме 1 млрд (!) тенге, выделенных на строительство объектов системы образования в Усть-Каменогорске. В 2017 году Шаяхметов и руководитель Дирекции строящихся объектов образования и науки Пак осуждены к различным срокам лишения свободы (7 и 7,5 года соответственно).


– Вышеуказанные факты свидетельствуют о ненадлежащем контроле и профилактике коррупции в сфере отечественного образования, – сделали вывод в РОСПК, тем самым, признав системную проблему.


БОЛЬШЕ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ


Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов в свою очередь рассказал о принятых ведомством мерах по профилактике коррупционных нарушений. Так, во всех региональных управлениях образования запущен колл-центр, а на центральном уровне заработал Проектный офис.

– Он уже показал свою эффективность, за один только месяц количество обращений непосредственно в МОН снизилось на 20 процентов. Также мы создали офис «Адал Билим», проходит реорганизация и оптимизация самого министерства, – отметил Аймагамбетов.

Министерство образования и науки разработало целый ряд пунктов, которые направлены на снижение коррупционных рисков. Среднее образование:


 – Разработана концепция проведения общественных слушаний руководителей организаций образования перед родительской общественностью.


 – Для искоренения поборов в школах разработаны типовые правила организации работы попечительского совета и порядок его избрания. Попечительские советы имеют все полномочия по утверждению и распределению финансовых средств школ.

– Внедряется новая система подготовки, экспертизы школьных учебников, которая обеспечит транспарентность принимаемых решений.


ТиПО: – Впервые в состав приемных комиссий введены представители общественных организаций.

 – Вступительные экзамены и собеседование проводятся с использованием аудио-, видеозаписи.

– Результаты вступительных экзаменов размещаются на информационныхстендах или интернет-ресурсах в день проведения.


Высшее образование:

– Внедрены принципы корпоративного управления.

 – В учебный процесс вузов вносятся дисциплины, формирующие неприятие к коррупционным действиям.

– Создана Лига Академической честности.

– Внедрена новая система поступления в магистратуру.


Наука:

– Ежегодная публикация руководителями НИИ отчетов о своей деятельности.

 – Единая электронная база проектов.

– Новый регламент деятельности ННС.

 – Новые требования к членам ННС.


ВОСТОК – ДЕЛО ТОНКОЕ

На заседании РОСПК отдельно говорилось о ситуации в Восточно-Казахстанской области.Работа местного Общественного совета по борьбе с коррупцией при партии «Nur Otan» как на региональном, так и на территориальном уровнях была признана недостаточно активной, а усилия, предпринимаемые ОСПК по противодействию коррупции, не дают желаемых результатов.

«Изучение на местах показало, что региональным и территориальными ОСПК на заседаниях в большинстве случаев не выносятся конкретные предложения и рекомендации с целью минимизации коррупционных правонарушений. Планирование работы советов проводится без изучения анализа коррупциогенной обстановки (проблемы, причины и условия совершения правонарушений) в регионе и в этой связи большинство рекомендаций Совета носят формальный характер и, как правило, не исполняются. Отсутствует закрепление ответственного члена ОСПК по подготовке каждого рассматриваемого вопроса. Для полного и объективного изучения вопроса не создается рабочая группа, не запрашиваются материалы с правоохранительных и контролирующих органов. В постановлениях не указывается срок предоставления информации об исполнении. К тому же постановления ОСПК не всегда направляются в соответствующие органы для исполнения (г.г. Риддер и Семей). Заседания и другие мероприятия ОСПК в СМИ и социальных сетях освещаются только на областном уровне, а на территориальном – освещение почти «нулевое», – говорится в аналитической записке Республиканского совета.


 В итоге в центральном аппарате «Nur Otan» пришли к выводу, что выявленные в Общественном совете по противодействию коррупции при Восточно-Казахстанском областном филиале партии нарушения носят системный характер, вследствие чего работа данного Совета имеет ряд существенных недостатков.

 Члены РОСПК в целях усиления работы региональных и территориальных общественных советов по противодействию коррупции предложили определенные меры. Например, ежеквартально проводить анализ исполнения рекомендаций, и принять меры воздействия в отношении членов партии, допустивших необоснованное неисполнение таких поручений.

Новости партнеров