В СИБИРСКИЙ ГОРОД – ЦЕЛУЮ ФУРУ С ДЕКОРАЦИЯМИ
Перед открытием фестиваля прошла специальная прессконференция, на которой исполняю щая обязанности директора Омского театра куклы, актера, маски «Арлекин» Татьяна Канащук отметила, что заявок на участие было подано очень много. Поэтому главному вдохновителю и организатору фестиваля – Омскому театру куклы, актера, маски «Арлекин» – пришлось долго и тщательно формировать афишу. Очень хотелось, чтобы лучшие из лучших спектаклей со всего мира увидели омичи и не только.
Как заверила координатор фес тиваля Вероника Берман, билеты на все фестивальные спектакли проданы. Причем, они были проданы сразу. Многие зрители едут в Омск за впечатлениями из разных городов Сибири и Дальнего Востока. Многие поклонники фестиваля даже планируют свои отпуск на этот период. Самой представительной делегацией – 13 человек – оказалась казахстанская.
Для того, чтобы поставить спектакль на омской сцене точь-в-точь как на родной, в состав делегации вошли не только артисты, занятые в постановке, но и режиссер, звукорежиссер, художник по свету и декоратор. Такая внушительная делегация приехала в Омск благодаря постоянной поддержке Управления культуры города Алматы. С начала года коллектив выезжает на различные фестивали в пятый раз. В скором времени этот же спектакль покажут в Анкаре и Кокшетау. Всего же фестиваль насчитывает 170 участников. Они представляют театры кукол от Японии до Бразилии.
НЕ ТОЛЬКО ПРАЗДНИК
Фестиваль открылся 24 сентября и продлится неделю. Торжественной церемонии открытия фестиваля предшествовало красочное карнавальное шествие и театрализованное представление, а после просмотра первого спектакля – «Ворон» в постановке известного белорусского режиссера Олега Жюгжды на сцене омского «Арлекина» – поздним вечером состоялся праздничный фейерверк.
Среди многочисленных поздравлений с открытием уникального для театрального пространства СНГ форума прозвучала объединяющая всех мысль, в которой, наверное, выражена главная миссия этого события: фестиваль – отличный повод и себя показать, и чему-то научиться. Как сказал председатель жюри фестиваля, директор Пловдивского театра Виктор Бойчев (Болгария), фестиваль не только культурный праздник, но и международная школа творчес ких технологий. Поддерживает старшего коллегу и казахстанский режиссер Антон Зайцев, поставивший «Ана жүрегi» – «Сердце матери» по мотивам казахской притчи:
– Нам важен этот обмен опытом. Во встречах с коллегами самое главное – поговорить, посмотреть и понять, в какую сторону развивается театр кукол, – говорит Антон Зайцев.
В своей речи Виктор Бойчев выразил уверенность, что на фестивале будет немало открытий и сюрпризов. Одним из таких открытий стал спектакль алматинцев «Сердце матери». Это образец синтетического искусства. Он соединил в себе театр традиционный, документальный, с образными возможностями кукольного театра, поэтому в постановке присутствует живой план, кукольный, работа с объектами и пластическое решение. Кстати, спектакль уже признанный: в первую очередь нужно назвать Гран-при в номинации «Лучший спектакль» на международном фестивале театров кукол «Ассалаумағалейкум-V» и нельзя забыть блестящей победы в номинациях «Лучший спектакль» и «Лучший актерский ансамбль» на XIV международном фестивале «КукART», прошедшем в июне этого года в Санкт-Петербурге.
В пятницу актеры дважды сыграли спектакль для участников фестиваля и членов жюри отдельно, а через час показали зрителям. И он разорвал сердца участников фестиваля и зрителей. В прямом и переносном смысле. Как оценили спектакль члены жюри, станет известно лишь 30 сентября. Председатель жюри, единогласно выбранный участниками фестиваля, Виктор Бойчев признался, что сам с нетерпением ждал этот спектакль. О работе молодого казахстанского режиссера он наслышан.
– Мир кукольников очень тесный,– сказал Виктор Бойчев. Сам он в России в пятый раз.
СЕКРЕТНЫЙ КОД И ДВА СЕРДЦА
Мир кукольников не только тесный – его отличает и особенная атмосфера. По признанию самих артистов этого жанра, она проявляется в том, что у них два сердца: одно – собственное и второе – куклы. Все из-за того, что кукольники оказываются первыми на пути маленького ребенка. В кукольном театре происходит первое знакомство с искусством, с творчеством.
От артистов зависит многое, чтобы в будущем этот ребенок не переставал любить театр и приходил на спектакли снова и снова. Поэтому организаторы фестиваля запланировали, кроме конкурсных показов, целый цикл мероприятий для «профессионального разговора». В их числе встреча с французским режиссером Мишелем Розанманом, на которой будут обсуждаться проблемы формирования репертуара в театре кукол. Это сейчас огромная проблема во всех театрах мира. Она связана с тем, что спектакли однотипны из-за отсутствия хороших пьес. И, конечно, всем кукольным театрам в мире приходится бороться со стигмой, что кукольный театр исключительно для детей. Словом, театр кукол во всем мире находится в поиске.
В рамках фестиваля пройдет круглый стол по проектам Российского центра UNIMA, а также запланированы несколько любопытных внеконкурсных показов. Команда Алматинского государственного театра кукол принимает активное участие во всей фестивальной программе: ведь важно не только себя показать – еще важнее перенять лучший опыт.