У вас проблема? Мы едем к вам!

Прошли те времена, когда в поисках решения своих проблем люди обивали пороги государственных инстанций. Сегодня специалисты различных управлений не ждут граждан на прием, а сами едут к ним. И это лишь начало построения продуктивной обратной связи власти с народом.
Оксана Лысенко

– Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана, – отметил в своем Послании народу Казахстана Президент Касым-Жомарт Токаев. И это, к слову, не какие-то далекие перспективы, а самое что ни на есть настоящее. Об алматинском опыте построения обратной связи, о действующих и новых проектах партии «Nur Otan» – проводника в массы и исполнителя приоритетных государственных проектов корреспонденту Liter.kz рассказал Станислав Канкуров, первый заместитель председателя алматинского городского филиала партии.

Общественная приемная – на колесах

– Сегодня одна из важнейших задач, поставленных высшим руководством страны, – построение обратной связи, власть хочет знать, что думают граждане о ходе выполнения национальных проектов, их настроения и заботы. Как вы считаете, какова роль партии, как связующего звена между обществом и властью?

– Буквально немного времени осталось, когда наша страна отметит 30-летие своей независимости. За это время много сделано, но нам предстоит еще больше сделать, чтобы прийти к той цели, которую обозначил Елбасы – вхождение в 30-ку наиболее развитых стран. Сейчас идет системная модернизация работы государственного аппарата. И можно сказать, что модернизируются не только исполнительные органы, но и формат взаимодействия с гражданами, потому что меняется общественный запрос. Граждане хотят больше принимать участие в тех решениях, которые реализуют государственные органы, хотят прозрачности и открытости в принятии этих решений, и участвовать в их обсуждении. В соответствии с этим запросом общества партия «Nur Otan» проводит «перезагрузку». Партия всегда была связующим звеном, коммуникационным мостом для граждан, которые могут обратиться в партию и решить свои проблемы. Только в Алматинский филиал ежегодно поступает более 10 тысяч обращений от граждан, по республике – свыше 100 тысяч. Люди идут к нам, потому что доверяют. Ведь зачастую они приходят, когда не могут решить свои проблемы в государственных органах, не смогли получить консультацию. Приходят сюда, чтобы узнать свои права, получить ответы на вопросы, поддержку, консультацию. Поэтому мы должны очень оперативно реагировать на запросы общества и для этого у нас есть ряд механизмов и инструментов.

– Какие именно?

– В первую очередь – это наша общественная приемная. Как уже отмечалось, порядка 40 процентов вопросов, поступивших в приемные, решаются, по остальным – даются консультации. Но общественные приемные – это не единственный инструмент поддержки граждан.

Также сейчас реализуется ряд национальных проектов, один из них – «Халыққа көмек» – простое название, простой механизм. Главная идея проекта – помогать людям. Для того чтобы сделать этот проект более мобильным и эффективным, мы в Алматы два месяца назад запустили акцию, которая называется «Мобильді Халыққа көмек». Мы сделали это первыми в республике. Суть акции в том, что мы создаем специальную группу, в которую входят депутаты маслихата, первые руководители местных исполнительных органов (управления жилья, социального благосостояния, акиматы районов и другие). Группа специалистов на автобусе выезжает на базары, вокзалы. То есть мы не ждем, когда люди придут в общественную приемную, мы сами едем к ним. Это большая помощь для тех, кто просто физически не может добраться до кабинетов нужных специалистов, чтобы решить свои проблемы. В течение 4-5 часов специалисты на месте принимают граждан и решают их проблемы, либо принимают заявления для дальнейшего рассмотрения. За время работы этого проекта уже принято более 2 000 человек, то есть больше половины обратившихся получили необходимую помощь. Акция очень хорошо себя зарекомендовала. И пока будет позволять погода, мы будем выезжать.

Следующим этапом станет запуск нового пилотного проекта – «Консалтинговые центры», они также будут дислоцироваться на базарах. Оператором данного проекта будет Молодежное крыло « Jas Otan». Это будут стационарные помещения, где будет вестись прием граждан. Первый уже запустили в прошлую пятницу в Алатауском районе на базаре «Барлык». В ближайшее время такие центры появятся в остальных районах города. И если этот проект покажет свою эффективность, будет много обращений граждан, мы его будем тиражировать дальше.

Все обращения – на контроле

– Станислав Владимирович, назовите, с какими проблемами чаще всего люди приходят в партию?

– Зачастую это вопросы судебных решений. Но, как известно, сейчас проходит модернизация судебной исполнительной системы, сокращено количество звеньев до трех. Это уже достаточно снизило количество жалоб на решение суда, но, тем не менее, вопрос еще остается. Часто к нам обращаются за консультацией по жилищным вопросам. Люди интересуются тем, как стать участником государственной программы по получению льготного жилья. Кстати, сейчас государство предоставляет большие возможности в плане жилья, есть программы, предусматривающие льготное кредитование, с минимальным первоначальным взносом, либо совсем без «первоначалки» для разных уязвимых категорий граждан.

Обращаются к нам граждане с жалобами на правоохранительные органы, бывает такое, что не получают защиты своих прав и интересов, и в этом отношении партия также проводит активную работу. Мы модернизировали механизм приема нашей общественной приемной. Ведется электронная запись на прием. То есть любой человек может прийти, без помощи консультантов в терминале получить талон на прием к определенному специалисту, допустим прокурору, и гарантированно попасть к нему в назначенный день. Таким образом, мы сняли все барьеры. Государственными органами тоже принимается ряд мер, к примеру, активно работает Open Almaty, куда ежегодно обращаются порядка 100 тысяч граждан.

Не остаются без внимания и социальные сети. И, несмотря на то, что в Законе о порядке обращений юридических и физических лиц соцсети не определены как инструмент, тем не менее, придерживаясь закона, мы эти обращения также рассматриваем. Обращения, которые поступают на официальные Инстаграм и Фейсбук страницы партии, а также акимата города Алматы и лично акиму – все находятся на контроле. На данный момент эта система уже полностью автоматизирована и нет ни одного не рассмотренного обращения, за исключением тех, что некорректно составлены. Конечно, пока остается вопрос по качеству рассмотрения, но механизм запущен и в дальнейшем будет совершенствоваться.

– В своем Послании Президент страны Касым-Жомарт Токаев высказался о необходимости построения многопартийной политики. Как вы считаете, кто бы мог составить достойную компанию партии «Nur Otan» в этой работе, и есть ли такие сегодня?

– Многопартийная система в Казахстане работает уже достаточно давно. На сегодняшний день в стране осуществляют свою деятельность 6 политических партий. Но в чем главная сила партии? Когда складывается доверие между гражданами и партией? В первую очередь тогда, когда люди видят, что партия работает не только в период выборов. Партия «Nur Otan» работает всегда. Мы всегда готовы к выборам, но, в первую очередь, наша задача – помогать гражданам. Мы выступаем за действующую многопартийную систему. И мы активно сотрудничаем с другими партиями, делимся своим опытом по общественным приемным граждан. Есть среди партий и более активные – это «Акжол», представители этой партии есть в городском маслихате, в общественном совете города, Коммунистическая народная партия Казахстана тоже представлена в общественном совете города, партия «Аул» также нашла поддержку избирателей и один представитель есть в маслихате.

Патриотизм – не однобокое понятие

– Как известно, сегодня большие ставки делаются на молодое поколение казахстанцев, это и президентский молодежный кадровый резерв, и различные поддерживающие гранты для молодых авторов бизнес-проектов и многое другое. Как вы считаете, наша молодежь готова и достойна к столь высокому доверию, как вы оцениваете уровень политической грамотности молодого поколения?

– Молодежь всегда была опорой государства. И могу заметить, что сейчас подрастающее поколение, которое родилось и становление свое проходит в независимом государстве, очень патриотично. Очень много грамотной молодежи. Тем не менее, есть и определенные проблемы в молодежной сфере. Они стандартные – это образование, трудоустройство и жилье. С этими вопросами нам приходится постоянно сталкиваться. Если говорить о крупных городах, и в том числе о нашем мегаполисе, где сосредоточено наибольшее число молодых людей, то, безусловно, не каждый находит себе место работы, получив образование. У меня первое образование среднетехническое. Многие молодые люди, приехавшие в города из сел, областей хотят остаться в Алматы, однако для того, чтобы достойно жить, иметь хороший заработок, в первую очередь нужно хорошее и, что не менее важно, востребованное образование.

Рынок труда Алматы – очень большой, и во многих сферах наблюдается нехватка кадров. Вот буквально на прошлом городском политсовете руководитель одной из партийных организаций Алматинского завода мостовых конструкций сообщил, что у него имеется 70 вакансий на технические специальности с заработной платой 100-200 тысяч. И он не может найти специалистов. Однако я думаю, что в свое время инициированная Елбасы программа по бесплатному обучению в средних специальных учебных заведениях уже в скором времени даст результаты. И рынок, наконец, получит такие дефицитные на сегодняшний день технические кадры. Но это не значит, что высшее образование необязательно. Да, к нему нужно стремиться. Но, к примеру, получив среднеспециальное образование, молодой человек может сразу трудоустроиться, получить опыт и через некоторое время, окрепнув как специалист, получая хорошую заработную плату, он сможет получать и высшее образование. У меня, кстати, первое образование тоже среднетехническое. В этом отношении стереотип меняется, и многие молодые люди это понимают и, что самое главное, принимают. Хочу привести пример из жизни. Я очень люблю общаться с людьми вне рабочих стен там, где никто не знает, кем я работаю. Это помогает мне лучше узнавать настроения людей. Так вот недавно у меня сломался холодильник, и я вызвал по объявлению мастера. Мы с ним разговорились. Он рассказал мне, что когда-то он работал на государственной службе, в суде. Но когда у него был отпуск, он помогал в работе своему дяде, таким образом, молодой человек подрабатывал, ремонтировал с родственником холодильники и другую технику. И в итоге, заработав за свой отпуск на ремонте холодильников практически в два раза больше своей заработной платы на основной работе, он решил, что возможно ему стоит поменять род деятельности, и может ремонт холодильников – это по-настоящему его призвание. Сейчас у него свое ИП, и в самый плохой месяц его доход составляет порядка 300 тысяч тенге. Я, конечно, не призываю всех заниматься ремонтом техники, но всегда нужно искать себя в том, что действительно востребовано. Рынок нужно изучать, знать его потребности.

Что касается молодых лидеров, которые встанут у руля, и уже становятся здесь, я вижу одну проблему. Это проблема 90-х, когда была весьма слабая преемственность в трудовых навыках. Если сейчас посмотреть спектр руководителей, то это либо молодые люди 35 лет, либо уже пенсионного возраста. Руководителей среднего возраста, тем, кому за 40, на самом деле очень мало. Это влияние 90-х, когда было сложно, и люди занимались меньше образованием, а больше думали о том, как прокормить семью. Таким образом, определенное поколение у нас отчасти выпало. Но пройдет еще несколько лет, и эта проблема тоже решится, и та молодежь, которая уже сейчас проявляет свои лидерские качества, сможет уверенно встать у руля, и тогда и мы еще быстрее зашагаем вперед.

Кстати, что касается Президентского молодежного кадрового резерва, эта программа вызвала большой резонанс среди молодежи, поступило более 3 000 заявок от претендентов. Это отличный социальный лифт, которого на самом деле не хватало. И я уверен, что пройдут самые достойные.

– Как, по-вашему, что такое патриотизм сегодня?

– Патриотизм сегодня или вчера, я думаю, не отличается. В первую очередь, патриотизм – это любовь к Родине, которая заключается в желании делать что-то не только для себя, но и в целом общеполезные вещи для общества, страны. Думать и делать то, что приведет твою страну к успеху и процветанию. Нельзя говорить однобоко, что все зависит от государства или партии, все зависит от всего общества в целом.

Мы должны больше общаться и больше «слышать»

– Каковы главные цели и задачи, которые ставит перед собой партия и, в частности, Алматинский филиал на ближайшее время?

– Цели у нас определены на прошедшем расширенном заседании политсовета. Елбасы четко обозначил задачи. Началась работа по программе «Доверие. Диалог. Уверенность в будущем – 7 импульсов партии «Nur Otan». Важно заметить, что сейчас существует большой кризис доверия. То есть люди не верят, не общаются. Реальное общение им заменило виртуальное, что, наверное, и способствует главным образом недоверию. Недоверие к своим соседям, родственникам, к полицейским, врачам, государственной системе и так далее. Все подвергается сомнению. Но это тоже своего рода определенный этап, который мы пройдем и сейчас нам очень важно укрепить доверие друг к другу. Есть отличный способ научиться доверять. Нужно ставить себя на место человека, которому не веришь, или сомневаешься в достоверности его слов. И представить, как бы ты на его месте поступил, чтобы сделал для того, чтобы помочь себе решить проблемы.

Нужно стараться быть искренним в общении. Основной вопрос, который мы сейчас перед собой ставим – это повышение доверия друг к другу. Для этого, конечно, нужен диалог, о чем я уже упоминал, мы должны больше общаться, больше «слышать». Основная цель партии – консолидация общества. Мы должны быть едины. Если мы имеем общие цели, то бесспорно мы их достигнем. Конечно, в обществе звучат разные мнения, и мы тоже к ним прислушиваемся, мы всегда готовы к диалогу. К сожалению, есть люди, которые пытаются посеять недоверие в обществе, выходят с различными лозунгами, высказывают какие-то юридические тезисы, которые на самом деле юридической основы не имеют. Но я думаю, наше общество достаточно грамотное, чтобы не поддаваться. И недавно прошедшие призывы к митингам показали, что в целом общество эти призывы не поддерживает.

– Станислав Владимирович, работа с людьми – это всегда непросто, тем более, когда речь идет о работе с проблемными историями. Что делаете, чтобы не впасть в депрессию?

– Когда каждый день слушаешь проблемы и пытаешься их решить, это определенный стресс. Но иначе никак, мы не можем быть равнодушными. Каждому человеку, который к нам приходит, мы стараемся помочь. В первую очередь, слушая жалобу человека, я пытаюсь поставить себя на его место, и своим коллегам советую так делать. Так легче помочь, найти правильное решение и довести дело до конца. Ну, и, конечно же, хороший отдых тоже помогает лучше работать. У меня есть хобби, подписчики в Инстаграм прекрасно о нем знают – я очень люблю рыбалку, ее спортивное направление. Хотя в соревнованиях я не участвую, такой возможности нет, так как они идут по несколько дней. Поэтому в выходные я стараюсь выезжать на природу, причем недалеко, чтобы как можно меньше потратить времени на дорогу, а побольше – на единение с природой. Кстати, чаще всего пойманную рыбу отпускаю. А еще я люблю готовить, но не каждый день. Это увлечение требует определенного настроя. В основном «творю» мясные изыски или что-то рыбное, например, коктал.

Новости партнеров