Аптечный шмон

В апреле этого года Министерством здравоохранения РК создан Комитет контроля качества и безопасности товаров и услуг, целью которого является осуществление мониторинга качества товаров народного потребления, лекарств, медицинских услуг, вакцин и всего, что связано со здоровьем людей.
Меруерт САДВАКАСОВА

Об основных направлениях деятельности Комитета Liter.kz рассказала его председатель Людмила Бюрабекова.

- Деятельность нашего Комитета направлена на сохранение здоровья граждан. Комитет осуществляет 3 вида контроля: медицинский, фармакологический и санитарно-эпидемиологический. Мы также проверяем соблюдение технических регламентов всех товаров, включая регламенты пищевых и не пищевых продуктов, воды, атмосферного воздуха, игрушек, одежды. Несоответствующие товары вносятся в реестр некачественной продукции, который обновляется ежемесячно на сайте Комитета. В ближайшем будущем мы планируем создать приложение, где потребители смогут проверить недоброкачественную продукцию. Нужно будет лишь сфотографировать товар в магазине, и по нему сразу же будет выдана информация.

– С какими проблемами вы сталкиваетесь при мониторинге качества товаров?

– Проблема в том, что мы обязаны уведомить компании о проверке, и они успевают убрать несоответствующую продукцию. Но даже с уведомлением мы находим много нарушений – по срокам годности, перебитым срокам, несоответствие по маркировке. Так, в 2019 году из 32 тысяч пищевых продуктов и товаров около 20 % не соответствовали требованиям технических регламентов. В 2018 году данный показатель составлял 28,3%.

– Вы успеваете отслеживать все товары потребления? Ведь их так много! Есть ли у вас приоритетные продукты?

– Комитет большой, нас свыше 4,5 тыс. человек. Структура вертикальная – до районного уровня. Помимо этого, у нас есть 2 подведомственные лаборатории со штатом свыше 7 тыс. человек – это Национальный центр экспертизы, который проводит исследования всех товаров народного потребления, и Национальный центр по экспертизе лекарственных средств. Лаборатории составляют перечень приоритетной продукции для мониторинга.

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ

– Какие меры вы предпринимаете после выявления нарушений? 

– При нарушениях мы налагаем штрафы. За первое полугодие 2019 года выписали штрафы на сумму более 38 млн тенге. Изъяли из оборота 29 тонн опасной пищевой продукции на сумму более 16 млн тенге. Если это импортная продукция, то информируем страну-производителя о несоответствии товара и ставим запрет на ввоз в Казахстан.

– А в сфере услуг? Вы тоже мониторите качество всех услуг?

– В большей степени мы сконцентрированы на медицинских услугах. Но в будущем планируем проверять все услуги, связанные со здоровьем человека. Для этого будут внесены изменения в ряд законов, включая Предпринимательский кодекс и Техническое регулирование. Вместе с тем создан проектный офис, который до июля 2020 года разработает четкие требования и технические регламенты к каждой услуге. Например, требования для парикмахерского салона. Сейчас мы можем требовать от них только соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и норм.

– Какие нарушения чаще всего встречаются в медицинских услугах? 

– Результаты аудита по младенческой смертности за 2018 год показали, что регионы улучшают свою статистику за счет приписывания случаев живорождения на мертворождение. Вместе с тем наблюдаются факты незаконной врачебной деятельности и отсутствие сертификатов, дающих доступ к пациентам. На данный момент Комитет собирает статистику по таким нарушениям. В Алматы, например, арестовали двух врачей. Нарушения выявляются в ведении медицинской документации, из-за чего общая сумма штрафов составила более 6,6 млн тенге.

Но проблема в том, что мы можем проверять медицинские услуги только при обращениях и жалобах граждан. Причем мы обязаны уведомить о проверке заранее. Как правило, когда приходишь, уже все нормально. Исключением являются лишь случаи материнской смертности, при которых мы всегда выезжаем с проверкой.

Поэтому в проект нового Кодекса, который мы сейчас обсуждаем, будут внесены внезапные проверки в медицинские и фармакологические объекты.

ПО СТАНДАРТАМ ВОЗ

– Как обстоят дела с мониторингом лекарственных средств?

– На данном этапе Казахстан проходит оценку Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которая определяет регуляторную систему в сфере лекарственных средств и медицинских изделий. На основании этой оценки, выдается степень зрелости согласно следующей шкале: 0 – нет никакой регуляторной системы; 1 – что-то есть, но нужно дорабатывать; 2 – система есть, но требует изменений в законодательстве; 3 – хорошая регуляторная система, и качеству лекарств в этой стране можно доверять; 4 – наивысшая степень. Казахстан поставил цель получить 2 уровень зрелости в 2020 году и 3 уровень – в 2021 году. Следует отметить, что третьим уровнем зрелости в мире обладают лишь 50 стран.

Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд требований. Одним из них было создание нашего Комитета, поскольку по итогам аудита выяснилось, что в Казахстане нет органа, контролирующего качество товаров и услуг. В 2018 году были внесены изменения в закон «О здоровье народа и системе здравоохранения». Постепенно будут выполнены остальные рекомендации ВОЗ, согласно разработанной Дорожной карте.

Цель ВОЗ – сделать Казахстан референтной страной для стран постсоветского пространства. Некоторые из них отпустили контроль за рынком, и там очень много контрафактной продукции. Это вызывает беспокойство ВОЗ, потому что напрямую от этого зависит здоровье граждан. Став референтной страной, Казахстан станет примером и ориентиром для постсоветских стран.

– Значит, внедрение регулирования цен и ужесточение контроля на отпуск рецептурных медикаментов тоже являются этапами Дорожной карты по улучшению регуляторной системы?

– Безусловно. В июне этого года мы утвердили предельные цены на лекарства. Цены в аптеках не должны превышать утвержденные нормы. Любой потребитель может проверить соответствие цен в приложении dari.kz и, в случае расхождения цен, оставить там жалобу.

Рецептурный отпуск медикаментов существует в стране больше 15 лет, но его никто не соблюдал. По оценке международных экспертов, более 50% рецептурных лекарств в Казахстане реализуются без назначения врача. В 2018 году выявлено 90 случаев нарушений, наложены штрафы на сумму более 20 млн тенге. В рамках Предпринимательского кодекса, мы пошли навстречу бизнесу и отпустили этот момент на саморегуляцию. Но наши граждане не готовы к саморегуляции, и бесконтрольное применение лекарств может привести к угрозе их здоровью и жизни. Поэтому мы ввели ужесточение в Кодекс. За первое нарушение безрецептурного отпуска налагается штраф, за второе – приостанавливается лицензия. В связи с этим аптеки начали требовать рецепты, что вызвало бурный общественный резонанс. Чтобы снять напряжение, мы часть препаратов вывели из рецептурного отпуска. Но антибиотики не будем выпускать. Приказ выйдет в скором времени.

– Успеваете ли вы проверить все аптеки?

– К сожалению, нет. В рамках профилактического контроля мы можем охватить лишь 5% объектов. К тому же зачастую мы проверяем одни и те же аптеки, потому что при нарушениях они ставятся на контроль несколько лет подряд, и нет возможности проверить другие объекты. Но, с внесением изменений в Кодекс, мы сможем совершать внезапные проверки.

Еще одним решением проблемы является цифровизация. С 1 января 2020 года мы хотим полностью перейти на цифровой формат отпуска рецептурных медикаментов. Информационная система будет установлена во всех аптеках, что позволит нам видеть все движение препаратов. Это удобно и для потребителей. Пациент может запросить рецепт у врача посредством мобильного приложения и получить медикамент в аптеке по ИИН.

ВАКЦИНАЦИЯ НУЖНА

– На недавней пресс-конференции вы отметили снижение заболеваемости по многим нозологиям, включая гепатит, менингококковую инфекцию, туберкулез и др. Большую роль в этом сыграли противовирусные вакцины. Тем не менее, есть родители, которые отказываются от вакцинации детей. Какова статистика отказов?

– За текущий год 6 тыс. родителей отказались от вакцинации. Это небольшой процент от 4 млн привитых человек. Но последняя вспышка кори связана именно с невакцинированными детьми. Свыше 60% заболевших – это непривитые дети. Половина их них не получила прививки от кори по медицинскому отводу, из-за наличия ДЦП и синдрома Дауна – эти дети не справились с болезнью. Вторая половина – это дети, которые могли бы получить вакцинацию, но их родители отказались. Они заразили первую группу детей. Поэтому мы призываем вакцинировать всех. Мы предложили ввести штрафы родителям, дети которых заболели из-за отказа от вакцинации. Но этот вопрос вызвал бурное обсуждение в обществе.

– Насколько оправданы подобные опасения родителей против вакцин?

– Буквально на днях мы с министром встречались с Аружан Саин (Уполномоченный по правам ребенка в Казахстане – прим.авт). Она считает, что данные вакцины вызывают аутизм и ДЦП. Мы сообщили, что нет доказанных данных о том, что применение вакцин приводит к таким серьезным заболеваниям. ДЦП точно не возникает после вакцины. Доказано, что аутизм – генетическое заболевание, и вакцина здесь ни при чем.

Все поствакцинальные осложнения описаны в инструкциях. И если они возникают, то нивелируются тем эффектом, которого мы достигаем вакцинацией всех и предупреждением инфекционных заболеваний в стране. Полиомиелит мы победили. Туберкулез идет на снижение. Вакцины и современные препараты предотвращают и вылечивают даже мультирезистентные формы туберкулеза, которые раньше не лечились и приводили к летальным исходам.

Если возникают осложнения, мы проводим два вида расследования. Первое – эпидемиологи выясняют, почему произошло осложнение. Второе – сотрудники Национального центра экспертизы лекарственных средств передают любые побочные действия в Центр фармакологического надзора ВОЗ в Копенгагене. Они в свою очередь запрашивают другие страны о наличии побочных действий и предоставляют результаты исследования. На основании их анализа мы принимаем решение: приостановить вакцинацию или нет. Как правило, побочные действия, описанные в инструкции, со временем проходят.

– Где граждане могут получить информацию о бесплатных вакцинах?

– Любую информацию о вакцинах и лекарствах можно получить в call-центре по номеру 1439, а также на официальном сайте Комитета. В столице также работает callцентр по номеру 109. Такие call-центры будут создаваться во всех регионах.

Сами же вакцины можно получить в поликлиниках по месту жительства, у своего врача. Постановлением Правительства утвержден календарь бесплатных вакцинаций против 19 инфекций. Как правило, они рассчитаны на детей, но есть повторные вакцинации для взрослых.

– Что вы можете сказать о цифровизации медицинской сферы в Казахстане?

– Казахстан идет в ногу со временем. Нас признали одной из лучших стран по цифровизации в здравоохранении. Мы внедрили информационные системы во всех медицинских учреждениях. С 1 января 2020 года мы полностью перейдем на электронный документооборот. К тому же в E-Gov есть электронный паспорт здоровья каждого гражданина, где хранится все истории его болезней. Наряду с этим пациенты могут записываться на прием к врачам или выписывать рецепты на лекарства посредством приложений. Для каждого региона существуют свои приложения в зависимости от выбора информационных систем.

Новости партнеров