Об интеграции – по существу

Канат Сарин

По горе крутой

В столице Армении Глава Казахстана выступил с весьма содержательным докладом о состоянии интеграционных процессов и с конкретными предложениями их развития. Являясь частью глобального мира, страны ЕАЭС сегодня стоят перед такими вызовами, которые, без преувеличения, можно назвать мировыми экономическими катаклизмами.

Быстроменяющаяся конъюнктура рынка, ужесточение правил конкуренции между державами, введение взаимных санкций, торговые войны, рост протекционизма – все это факторы, способствующие нестабильности мировой экономики.

К примеру, по экспертным данным, развернувшаяся торговая война может привести к потерям мировой экономики до 850 млрд долларов уже к началу 2020 года. Как следствие – снижение темпов производства и сокращение инвестиций в глобальном масштабе может составить около 1% от мирового ВВП. В абсолютном выражении это – колоссальная цифра.

Снижение темпов экономического роста в мире, особенно у основных для ЕАЭС торговых партнеров – Европейского союза и Китая, может повлечь за собой нежелательные последствия и для нашего общего рынка.

– В текущем году мы уже наблюдаем сокращение товарооборота. По итогам первого полугодия 2019 года товарооборот ЕАЭС с третьими странами сократился на 2%.

Взаимная торговля стран ЕАЭС сократилась на более чем 5% – до 28 млрд долларов. Это тревожная тенденция, – констатировал КасымЖомарт Токаев, выступая с трибуны ВЕЭС.

Для нас такая тревожность обусловлена в первую очередь сокращением экспорта казахстанской продукции. Экспорт Казахстана со странами ЕАЭС сократился на 6,3 % (с 3,09 млрд долларов до 2,9 млрд долларов).

– Конечно, в этом есть и экономические причины. Но и факты наличия административных барьеров мы также не списываем со счетов, – заявил наш Президент.

От барьера – к доверию

В сложных глобальных условиях крайне важно поддержать устойчивый экономический рост стран, объединенных в единый рынок. В этом, собственно, и заключается идея интеграции. Как говорится, и в радости, и в горе... Поэтому акцент в своем выступлении Президент сделал на дальнейшее устранение экономических барьеров.

– В целом на уровне Союза мы создали необходимую нормативную базу для свободной торговли. Но на практике желание защитить позиции своих товаропроизводителей на национальных рынках в отдельных случаях стоит выше достигнутых договоренностей между нашими странами. Вводятся различные экспертизы, дополнительные требования на региональном уровне, негласные распоряжения и так далее, – отметил К. Токаев.

Выходит, что ведомственные или региональные решения подрывают договоренности в рамках Договора о ЕАЭС. Само собой, такая демонстрация протекционизма подрывает доверие экономического сообщества в лице целых отраслей и отдельных предприятий к тому, что интеграция – на благо.

К этим проблемам Президент добавил, что третейство в лице Суда ЕАЭС «не в полной мере выполняет цели, которые мы в него закладывали в качестве независимого и от стран, и исполнительной власти органа». Принимаемые заключения, пояснил он, имеют консультативный характер, то есть вполне могут быть лишены внимания со стороны субъектов споров.

Открытые двери

ЕАЭС находится на перекрестке глобальных рынков. Потенциал в этом направлении огромен. Страны евразийской интеграции служат важным транспортным узлом, соединяющим Восток и Запад. И этим следует правильно воспользоваться.

Скажем, по направлению Китай – Европа – Китай наблюдается устойчивый рост объемов экспортно-импортных и транзитных операций. Запуск трансконтинентального железнодорожного маршрута Вьетнам – Китай – Казахстан – Европа решает логистические вопросы по продвижению товаров ЕАЭС на рынок стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Президент Токаев назвал «одним из перспективных треков» выстраивание отношений ЕАЭС с крупными международными организациями – АСЕАН, ШОС и другими.

Кстати, в ходе заседания Высшего совета в Ереване было подписано Соглашение о зоне свободной торговли с Республикой Сингапур. По документу, Сингапур и страны ЕАЭС взаимно предоставляют беспошлинный доступ для всех товаров собственного производства. С другой стороны, Сингапур и так не применяет эффективных ставок ввозных таможенных пошлин в отношении импортируемых товаров, но, согласно своим правам в ВТО, имеет возможность повышать ставки в среднем от 5 до 10%. Соответственно, ереванское соглашение страхует поставщиков ЕАЭС от возможных изменений в таможенно-тарифной политике Сингапура в будущем.

Это уже вторая страна, наряду с Вьетнамом, с которой у ЕАЭС имеется соответствующее соглашение, причем обе из АСЕАН.

По мнению казахстанского Президента, сейчас на повестке важным является развитие торговоэкономического и логистического сотрудничества с Исламской Республикой Иран.

На фоне оптимистичных перспектив расширения интеграции Касым-Жомарт Токаев не мог не упомянуть отдельные реалии сегодняшнего дня. Среди них – косвенное участие стран ЕАЭС в войне санкций. «Несмотря на имеющиеся возможности и достигнутые результаты, до сих пор сохраняются сложности с транзитом товаров по территории ЕАЭС, в отношении которых действуют контрсанкции», – подчеркнул Глава государства. Понятно, что сложившаяся в связи с этим ситуация крайне неблагоприятно отражается на сотрудничестве стран внутри ЕАЭС, а также с третьими странами.

Ну, и в заключение Президент не упустил возможности «продвинуть» Казахстан, высказывая очевидно верную мысль. В частности, он назвал приоритетным направлением цифровизацию экономик стран ЕАЭС. «Иначе мы рискуем остаться на задворках цивилизации», – пояснил Токаев.

– В Казахстане мы уже второй год реализуем программу «Цифровой Казахстан» с акцентом на развитие облачных решений, Больших данных и Искусственного интеллекта. Это объективная необходимость, – заявил Президент.

Что касается ЕАЭС, то в организации, конечно, есть «цифровая повестка», которую приняли еще в 2017 году. Более того, ведется ряд совместных современных проектов в этих сферах. Вот только, резюмировал выступающий, информации об успешных результатах в этой сфере пока нет.

Поделиться