Политолог выразил свое мнение о лидерстве Елбасы

1 декабря все казахстанцы отмечают День Первого Президента.
Редакция "Литер"

Политолог Эдуард Полетаев считает, что ответственное лидерство Нурсултана Назарбаева помогло предотвратить  возможные политические  риски, передает Liter.kz.

1 декабря все казахстанцы отмечают День Первого Президента. В этот день, в 1991 году впервые состоялись всенародные выборы, в ходе которых президентом страны был избран Нурсултан Назарбаев – основатель независимого Казахстана. За него проголосовало 98,78% от числа избирателей, принявших участие в выборах. В тот же день состоялась инаугурация президента в алматинском Дворце Республики. Нурсултан Назарбаев дал клятву Президента РК - верно служить народу многонациональной республики, строго следовать Конституции РК, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на него обязанности Президента РК.

Данный праздник особенный, считает политолог. Это знак высочайшего доверия и, в то же время, ответственного выбора народа Казахстана, единодушно вверившего свою судьбу на трудном переходном этапе становления государственности испытанному руководителю. В этом также заключается показатель авторитета должности президента республики - ключевого поста в новой политической системе.

День Первого Президента РК официально отмечается в стране с 2012 года. Ранее, 10 декабря 2011 года на пленарном заседании сената парламента был принят закон «О внесении дополнения в закон РК «О праздниках в Республике Казахстан».

"Введение института президентской власти в Казахстане тогда было необходимым и неизбежным. В условиях нарастания центробежных тенденций все острее чувствовалась потребность в концентрации властных полномочий. Пост президента сделал политическую систему республики в условиях реформ более устойчивой и управляемой", - заявил Полетаев.

«Выборы были назначены на 1 декабря, - вспоминал в своей книге «Древо Независимости: от истоков к процветанию» Виталий Метте. - Предвыборная кампания 1991 года не блистала разнообразием приемов, технологической и эстрадно-агитационной изощренностью, но она стала первым демократическим опытом Казахстана».

«Результаты выборов превзошли все ожидания», - комментировали в книге о деятельности президента «Первый президент РК Н.Назарбаев. Хроника деятельности 11.12.1991 – 31.05.1993» Константин Жигалов и Булат Султанов. – Определенная часть избирателей одобрительно восприняли все направления предложенного стратегического курса. Другая часть голосовала только за проводимую Нурсултаном Назарбаевым политику межнационального согласия, воспринимая лишь отдельные элементы рыночных реформ.

По мнению политолога, именно интернационализм Нурсултана Назарбаева послужил социальным цементом, соединившим голоса избирателей. По сути дела, он сразу провозгласил сохранение межнационального согласия в качестве основополагающего принципа государственной политики, самого главного звена в фундаменте проводимых преобразований.

«Когда перестал существовать Советский Союз, родился новый Казахстан, - пишет Рой Медведев в книге «Нурсултан Назарбаев. Казахстанский прорыв и Евразийский проект». - Во главе него продолжал стоять Нурсултан Назарбаев, теперь уже как его всенародно избранный президент. Но это был уже другой Казахстан. Другим должен был стать и Нурсултан Назарбаев. И он нашел в себе силы, волю, интеллект, мужество и способности для решения новых, намного более сложных, чем ранее, задач».

С тех пор прошло немало лет, и День Первого Президента стал логичным следствием успехов, которые Казахстан достиг в процессе реформ и модернизации под руководством Нурсултана Назарбаева. Этот праздник в 2012 году президент встречал в Темиртау, где заявил, что он не должен становиться его личным праздником.

«У нас как всегда идет искажение - это не является личным праздником Назарбаева, дело в том, что 1 декабря 1991 года Казахстан впервые выбрал новый путь развития - президентское правление. И народный референдум, избирая президента, установил президентскую власть в стране, благодаря чему мы добились наших успехов - вот в каком ракурсе надо было отмечать этот праздник», - сказал он в интервью ряду телеканалов страны.

«Я считаю, получился хороший праздник, но его надо отмечать как наступление новой вехи, поворота в истории Казахстана, переход к президентскому правлению, выгоды, плоды которого пожинает сегодня народ: наша индустрия, построенное государство, авторитет Казахстана - все это благодаря тому, что мы сделали, живя в условиях президентской республики. Я бы хотел, чтобы так отмечали», - добавил он.

Институт президентства, введенный в Казахстане раньше, чем в некоторых других республиках (на пост президента Казахской ССР Нурсултан Назарбаев был избран 24 апреля 1990 года), позволил Казахстану достойно пережить суровые времена. Ведь кое-где на просторах бывшего СССР дезорганизация привела к гражданской войне. Например, на момент провозглашения независимости Таджикистан пребывал в состоянии властного раскола. Президентские выборы 24 ноября 1991 года не смогли успокоить политические страсти, выплеснувшиеся на улицу, что привело к многонедельным анти- и проправительственным митингам, проходившим в режиме нон-стоп. Затем митинговое противостояние трансформировалось в вооруженную борьбу, а за ней и в полномасштабную пятилетнюю гражданскую войну. Все это время страна была практически дезинтегрированной и находилась на грани утраты государственности.

В понимании непростых условий, в которых оказался ряд постсоветских государств, важная роль принадлежит ответственному политическому лидерству. И это уже сущность политической жизни - искусство политического лидера заключается в инициации реформ, используя комбинацию власти, законности, переговоров, харизмы, идей и организации. При этом каждый лидер несет ответственность за принятые решения. Елбасы как Лидер нации всегда осознавал высокую персональную ответственность перед страной и учитывал возможные последствия. Его английский биограф Джонатан Айткен отметил, что «на протяжении всей своей политической карьеры Назарбаев постоянно находился впереди событий».

К сожалению, в некоторых странах насилие по сей день играет важную роль в институциональных реформах, порой оказываясь чуть ли не единственным способом наладить изменения. Тем не менее, насильственные методы реформирования институтов становятся все менее приемлемой формой выхода из политических тупиков. Путь к созданию современного и эффективного государства в XXI веке может быть вполне мирным, и Казахстан своим опытом и политическим поведением своего лидера не раз это доказал.

«Нурсултан Назарбаев полон сюрпризов, - подчеркивает Джонатан Айткен. - Это сразу ощущается даже физически. Любой, встретившись с ним впервые, скоро чувствует мощную энергию, исходящую от него. Политическое руководство такого уровня требует многих качеств, в том числе здоровья, ясного ума, работоспособности, гибкости и широкого видения мировых проблем. Как биограф и историк, я убедился, что Назарбаев обладает этими качествами и способен продолжать удивлять своими делами, как страну, так и весь мир».

С 1991 года Нурсултан Назарбаев несколько раз побеждал на выборах главы государства с неизменно высокими результатами. Роль личности в истории еще никто не отменял, поэтому в 2007 году парламент предоставил ему как Первому Президенту право баллотироваться на высший государственный пост неограниченное количество раз. Однако сюрприз произошел 19 марта 2019 года, когда Нурсултан Назарбаев выступил с обращением к народу с объявлением о решении сложить полномочия главы государства с 20 марта, что стало довольно неожиданным. Никто из экспертов такое развитие событий не прогнозировал, хотя тема о так называемом транзите уже несколько лет занимала важное место в аналитических статьях отечественных и зарубежных СМИ. Обсуждались вопросы готовности страны к новому периоду, анализировались различные сценарии.

В настоящее время страны имеют возможность выбрать уже имеющиеся и апробированные в мире модели транзита. Другой стороной медали оказываются отрицательные явления и процессы, которые в эпоху глобализации легко пересекают границы государств. В современных условиях для некоторых постсоветских стран непродуманный транзит власти не раз приводил к формированию разделенного общества и глубокому экономическому кризису, вплоть до ослабления суверенитета.

Заинтересованные силы не раз получали удобный предлог для запуска механизма массового активного общественного протеста (в большинстве случаев выходящего за рамки конституционного поля). Первым шагом на этом опасном пути было объявление выборов и их результатов нелегитимными. По такому сценарию развивались события в Грузии, Украине и Кыргызстане, породив так называемую пучину «цветных революций». Всплеск массовой гражданской активности в революционный период можно сравнить с эффектом «вытолкнутой пробки» под давлением накапливавшейся годами протестной энергии. Ни в одном из перечисленных случаев выборы не смогли обеспечить спокойствие и стабильность. Они фактически раскололи страны, породив перманентный политический кризис, экономические трудности, снижение автономности и дееспособности.

Нурсултан Назарбаев осознавал эти риски, поэтому была осуществлена уникальная модель сохранения стратегического курса. Заранее были подготовлены все нормативные и институциональные аспекты реализации данной модели. Транзит власти проходил по четко выверенному сценарию, который гарантировал сохранение преемственности стратегического курса, что гарантировало стабильность государства.

Новости партнеров