Абдумуталип Абжаппаров: "В Казахстане назрела необходимость в принятии закона "О профессиональных квалификациях"

Редакция Liter.kz

Образование — важная составляющая нашей жизни. Со школы до окончания вуза мы учимся и самоопределяемся, чтобы в будущем стать активными и полезными членами общества, чтобы работать на благо родной страны. Естественно, что сфере образования большое внимание уделяет президент страны. 

В своем Послании народу Казахстана "Экономический курс Справедливого Казахстана" Касым-Жомарт Токаев отметил, что процесс обеспечения равенства в получении образования должен сопровождаться повышением скорости интернета и обеспечением бесплатного доступа к цифровым образовательным ресурсам: "Образовательная система должна трансформироваться с учетом потребностей рынка труда. Ряд отраслей национальной экономики испытывает кадровый голод, особенно по техническим и рабочим специальностям. Поэтому предстоит предметно заняться соответствующим образованием. Учебные заведения должны выстраивать долгосрочные партнерские отношения с потенциальными работодателями".
Что нужно сделать, чтобы претворить в жизнь президентские поручения? Какие серьезные изменения должны произойти в системе казахстанского образования, чтобы она приобрела качество и достигла европейского уровня? Эти и другие вопросы мы адресовали президенту Казахстанской ассоциации современного (элитного) образования KAZSEE, октору технических наук Абдумуталипу Абжаппарову. 

"У нас не готовят инженеров мирового уровня"

— На протяжении 30 лет система казахстанского образования претерпевала бесконечные реформы. Неужели ни одна из них не пошла ей на благо? Например, присоединившись к Болонским соглашениям, Казахстан поменял структуру и содержание образования, появились новые стандарты, независимая система оценки результатов обучения и качества образования. Но Глава нашего государства вновь говорит о необходимости трансформации в образовании...

— Наш президент еще в своем Послании от 1 сентября 2021 года "Единство народа и системные реформы — прочная основа процветания страны" подчеркнул, что "Cистеме образования нужны мотивированные и квалифицированные педагоги". При этом Глава государства поставил задачу в сфере высшего образования: "Задача профильного министерства — обеспечить повышение качества высшего образования. Вузы должны нести ответственность за должную подготовку кадров".
Казахстан за годы независимости продемонстрировал различные уровни государственной поддержки и привлечение социума к вопросам управления образованием. Это и вхождение в Болонский процесс, cоздание единого центральноазиатского академического хаба, филиалов зарубежных вузов, структурные изменения, повышение престижа учителя. К сожалению, все это происходило на фоне ухудшения материальной базы, социального престижа образовательной деятельности, резкого крена в сторону гуманитарного образования и потери престижа технических специальностей.

Для выполнения поручений президента нам предстоит решить архисложную задачу по восстановлению инфраструктуры и оснащению вузовских лабораторий необходимым современным оборудованием. Нужно понимать, что основные проблемы технического образования в Казахстане — это отсутствие предприятий промышленности высоких технологических укладов и, как следствие, отсутствие инженерных школ мирового уровня, за исключением вузов с программами подготовки инженеров для сырьевых и сервисных отраслей (нефтегазовая, горнорудная промышленность, металлургия, с/х перевозки, телекоммуникации, финансы). 

— То есть мы еще не готовы обеспечить конкурентоспособность отечественной системы высшего профессионального образования на общеевропейском и мировом рынках труда? Могут ли наши инженеры с дипломом казахстанских вузов найти работу в европейских странах?

— Главная компетенция любого инженера — умение находить эффективные технические решения в своей предметной области во взаимодействии с учеными-прикладниками. Развивать их можно только на практике, в ходе производственной деятельности. Для этого необходимы сами производства и стабильный поток инженеров с международным опытом, которые способны работать на местных казахстанских предприятиях с использованием соответствующей материально технической базы или на базах филиалов иностранных компаний, таким образом, передавая ценный опыт и технологические знания локальным инженерам.

Альтернативный путь — это возможность трудоустройства местных казахстанских инженеров на высокотехнологичные предприятия Европы. Над решением данной важной задачи — привлечением новых технологий и инвестиций в производство — и работает Казахстанская ассоциация современного (элитного) образования КАZSEE, поддерживая связи и являясь членом многих международных профессиональных организаций и ассоциаций. К примеру, КАZSEE, путем интеграции с единым европейским образовательным пространством (EHEA), принимает активное участие в стремлении Казахстана и стран ЕврАзЭС перейти на инновационный путь развития развитых стран с высокотехнологическими производствами и диверсифицированной экономикой.

"Процессы аккредитации набирают обороты"

— Расскажите подробнее про KAZSEE.

— Казахстанская ассоциация современного (элитного) образования KAZSEE была учреждена в 2007 году в рамках реализации проекта Европейского Союза 530326-TEMPUS-1-2012-1-IT-TEMPUS-SMGR "Качество инженерного образования в Центральной Азии" как независимая общественно-профессиональная структура, аффилированная с Европейской сетью аккредитации инженерного образования (ENAEE). 
Уникальный проект TEMPUS QUEECA, в программах которого приняли участие страны Центрально-Азиатского региона, был направлен на создание и укрепление инженерных обществ в Центральной Азии и улучшение системы обеспечения качества инженерного образования в странах региона, посредством создания аккредитационных центров на базе этих обществ. 

В проекте принимали участие как партнеры из Центрально-Азиатского региона (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан), так и партнеры из Европейского Союза (Италия, Бельгия, Германия, Португалия, Великобритания), а также, что немаловажно, ENAEE и ряд крупных агентств, авторизированных в данной сети. В рамках проекта TEMPUS QUEECA на основе Худжандского соглашения от 12 октября 2015 года между ОЮЛ "Казахстанская ассоциация инженерного образования KAZSEE", ОО "Ассоциация инженерного образования города Ташкента АИОТ", ОО "Ассоциация инженерного образования Кыргызстана АИОК", ОО "Ассоциация выпускников Таджикского технического университета — ТПИ", было подписано Соглашение о создании Центрально-Азиатской федерации инженерных сообществ, предусматривающее, в том числе, аккредитацию вузов региона и образовательных программ на основе разработанных рамочных стандартов.
В 2021 году по предложению Министерства образования и науки (МОН РК) был проведен ребрендинг компании, и теперь новое название аккредитационного агентства — Казахстанская ассоциация современного (элитного) образования KAZSEE. 
Сегодня конкурентные преимущества KAZSEE на европейском рынке образования подтверждены международным признанием. 

К слову, буквально на днях президент Европейской сети обеспечения качества в высшем образовании Дуглас Блэксток поздравил KAZSEE с успешным прохождением экспертной оценки и вступлением в Европейский реестр агентств по гарантии качества образования (EQAR) до 30.06.2028 года. 

Уточним, что ранее, 25 сентября 2023 года, KAZSEE решением Административного совета Европейской сети по аккредитации инженерного образования (ENAEE) была реаккредитована до 31.12.2028 года с правом присвоения международного сертификата знака качества EUR-ACE Label. 6 марта 2023 года KAZSEE прошла очередную национальную реаккредитацию в Казахстане на следующие 5 лет до 2028 года. KAZSEE также является членом Федерации профессиональных инженеров Европы (Engineers Europe) и присваивает профессиональное звание EUR ING (евроинженер), что свидетельствует о его полной интеграции в Европейское пространство высшего образования. 
Таким образом, на сегодня KAZSEE, как аккредитационный орган Казахстана, вошел в состав Европейского реестра агентств по гарантии качества образования (EQAR), в который входят еще несколько агентств. Мы — единственные в Европейской сети аккредитации инженерного образования (ENAEE). 

— То есть КАZSEE помогает нашим техническим вузам интегрироваться в мировое образовательное пространство, а казахстанским инженерам — стать своими на европейском рынке труда?

— КАZSEE, являясь национальным членом Федерации профессиональных инженеров Европы (Engineers Europe), совместно с ними и частными партнерами проводит вебинары для коллег из казахстанских технических вузов, инженеров и других членов профессионального сообщества. Они направлены на реализацию программ аккредитации вузов и повышения квалификации, а также помогают казахстанским специалистам в сертификации и признании их квалификации за рубежом. 
Дополнительно для всех инженеров, желающих поработать в Европе, существует индивидуальная программа сертификации Eur Eng (European Engineer certificate). То есть после получения данного сертификата специалист попадает в общий реестр европейских инженеров и получает подтверждение гарантии качества своего образования (подтверждения диплома), признания профессионального опыта и компетенций. Сертифицированный специалист становится своим на глобальном рынке образовательных услуг и труда. Данный сертификат выдается сроком на 5 лет и подлежит продлению только после прохождения дополнительных проверок уровня знаний и оценки опыта специалиста на момент подачи заявления на продление сертификата. В контексте формирующейся новой экосистемы, когда нынешние и будущие поколения инженеров должны стать "вечными работающими студентами", представляется очень своевременным принятие в Казахстане Закона "О профессиональных квалификациях" и активное внедрение системы сертификации специалистов. Это, конечно, будет мощно мотивировать их на встраивание в новую экосистему и сдачу тестов для получения национальных и международных сертификатов. 

В связи со вступлением в силу в августе 2018 года Закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений" и утверждением Государственной программы развития образования РК процедура независимой аккредитации в Казахстане была переведена в конкурентную среду. 
Данный закон способствовал интернационализации казахстанского образовательного пространства и созданию отечественных агентств, входящих в международные реестры. Сегодня процессы аккредитации в Казахстане стремительно набирают обороты. Национальные агентства выходят на международный уровень, активно сотрудничают с Европейским реестром аккредитационных агентств, входят в крупнейшие международные сети, совершенствуют стандарты, формируется класс национальных экспертов. В свою очередь, общество благодаря системе аккредитации получает надежную и достоверную информацию о качестве обучения в вузах и колледжах. Повышается конкурентоспособность человеческих ресурсов, появляется стимул для развития социальной сферы. 

KAZSEE обеспечивает международное сотрудничество в сфере гарантии качества образования, тем самым формируя доверие к национальным образовательным системам, что способствует развитию академической мобильности и экспорту образовательных услуг. Широкая интеграция в мировое образовательное пространство и выход на внешний рынок образовательных услуг традиционно являются сильными сторонами KAZSEE, обеспечивающими конвертируемость присваиваемых вузам квалификаций на центральноазиатском рынке образовательных услуг. 

КАZSЕЕ является аккредитационным органом, имеющим право вручать Международный сертификат EUR-ACE Label, позволяющий работать в странах Европы без нострофикации. Надеемся, что KAZSEE, созданная Европейским Союзом и вузами Казахстана, обладающая правом выдачи международного знака качества EUR-ACE Label, будет способствовать повышению престижа инженерных специальностей и трудоустройству выпускников. 
Учитывая мировые тренды, пришло время создать на базе KAZSEE, с участием Engineers Europe, Сертификационного центра для инженеров стран Центральной Азии. Создавая единое центрально-азиатское пространство высшего образования, нам необходимо интегрировать процессы аккредитации и сертификации с международными стандартами, обеспечивая их признание.

— Но смогут ли казахстанские вузы соответствовать требованиям европейского образовательного рынка?

— Смогут. Качество вуза — это, по сути, его достижения в деле подготовки и обучения студентов и выпускников. Под это главное направление работают остальные: собственные учебные программы и пособия университетов, соответствующий профессорско-преподавательский состав, проводимые здесь же научные исследования и так далее. Сегодня все казахстанские вузы участвуют в так называемых ярмарках вакансий, взаимодействуя с рынком труда на постоянной основе и трудоустраивая своих выпускников.

Система образования — это база для интеллектуального потенциала любого государства, важный фактор для его устойчивого и прогрессивного развития. Эффективная система образования — это его будущее, это мощь и сила его экономики. 
Высшее образование становится непрерывным процессом, если вы заметили. Это очень важно, особенно в век искусственного интеллекта. Сегодня казахстанские родители понимают, что главное вложение в ребенка — это дать ему качественное образование. А еще важнее, чтобы это образование котировалось не только в Казахстане. 

Сая Загипова, Алматы

Новости партнеров