Как в Казахстане решаются экологические проблемы? Какова ситуация с водными ресурсами?
Сейчас экология Казахстана переживает не лучшие времена. Какие же экологические проблемы существуют у нас в стране? Как решить эти проблемы и избежать их, рассказала в интервью Liter.kz эколог, кандидат географических наук, член Общественной палаты Мажилиса Парламента РК Айжан Скакова.
- Айжан Амангельдиевна, по данным ООН, уже к 2030 году Казахстан может столкнуться с серьезным дефицитом воды. Как избежать этого, что надо сделать в первую очередь, на ваш взгляд?
- Всемирный банк прогнозирует, что объем водных ресурсов в Казахстане к 2030 году снизится с 90 до 76 кубометров в год. Это означает, что дефицит воды уже через шесть лет составит около 12-15 куб. км в год, или примерно 15%. Чтобы избежать этого риска, необходимо в корне изменить политику водопотребления.
Во-первых, Казахстан должен пересмотреть свою водную политику, ориентируясь на более эффективное управление водными ресурсами. Это включает в себя улучшение водосберегающих технологий, внедрение передовых методов управления и регулирования водопотребления, а также оптимизацию использования воды в сельском хозяйстве и промышленности.
Во-вторых, важно ужесточить правовую ответственность за перерасход воды. Водный кодекс Казахстана нуждается в обновлении, чтобы включить дифференцированные тарифы на воду по принципу "больше потребляешь – больше платишь". Это стимулирует экономное использование водных ресурсов.
В-третьих, необходимо усилить контроль за потребителями, допускающими расточительное потребление воды. Государственные органы должны иметь больше полномочий для мониторинга и регулирования водопотребления. Также важно более тесно сотрудничать по этим вопросам с соседними государствами, так как более 40% водных ресурсов Казахстана поступает из водных артерий соседних стран. Это требует координации и совместных усилий на международном уровне.
- Президент Касым-Жомарт Токаев говорил о том, что нужно более интегрированно и комплексно решать вопросы воды, в связи с чем необходимо разработать новый Водный кодекс. Что можете сказать по этому поводу?
- Как видим, комплексный подход нужен, в том числе, например, для усиления полномочий и ответственности профильного министерства. В этой связи уже можно приветствовать создание в составе Министерства водных ресурсов и ирригации нового Комитета по регулированию, охране и использованию водных ресурсов. Относительно нового Водного кодекса говорилось уже не раз.
Основными нововведениями Водного кодекса должны стать:
- создание новой, усиленной полномочиями модели бассейнового управления водными ресурсами;
- введение конкретных правовых мер за перерасход воды и установление ответственности водопотребителей;
- расширение использования водосберегающих технологий;
- введение строгих норм по запрету сброса неочищенных сточных вод в водные объекты и ужесточение требований к качеству водоснабжения и водоотведения;
- особое внимание должно быть уделено мерам, связанным с адаптацией к изменению климата, чтобы предотвратить его негативные последствия.
В новый Водный кодекс будут включены более строгие положения, которые не попали в предыдущий вариант, а также добавлены нормы и современные подходы, отвечающие требованиям настоящего времени. Среди них предложения по созданию новой модели бассейнового управления водными ресурсами, конкретные правовые меры за перерасход воды и ответственность водопотребителей, более широкое использование водосберегающих технологий. Немаловажно, что в новом Водном кодексе особое внимание будет уделено мерам, связанным с адаптацией изменения климата, что позволит предотвращать его негативные последствия. Более строгие нормы будут введены по запрету сброса неочищенных сточных вод в водные объекты и ужесточение требований к качеству водоснабжения и водоотведения.
- Казахстан принял стратегию по достижению углеродной нейтральности до 2060 года. Для нашей экономики это достаточно амбициозная задача, поскольку экономика в основном работает на угле. Как идет работа в этом направлении?
- Казахстан принял стратегию по достижению углеродной нейтральности до 2060 года. Поставлена действительно амбициозная задача, учитывая, что более 70% электрической и тепловой энергии в стране вырабатывается за счет угля, который и является основным источником углеродных выбросов. Это огромная диспропорция, которую будет сложно преодолеть. Желательно отказаться от употребления угля, но для решения данного вопроса необходимо найти альтернативную углю замену, которая будет соответствовать возможностям нашей экономики.
Для достижения углеродной нейтральности в первую очередь необходимо перевести на газ теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), домашних потребителей угля, общественный и частный автотранспорт. Переход с угля на газ идет медленно, и мы осознаем необходимость в ускорении этого процесса, обеспечивая поддержку и стимулы для развития и использования газа и других альтернативных источников энергии.
Также важным шагом являются разработка и реализация реальной и полной программы перехода на возобновляемые и альтернативные источники энергии. Это включает в себя инвестирование в развитие солнечной, ветровой и гидроэнергетики, а также поддержку исследований и инноваций в области новых, предпочтительно зеленых энергетических технологий.
- На ваш взгляд, что будет через 40-50 лет, изменится ли поведенческий императив общества потребления?
- Если ничего не предпринимать, то будет продолжаться такой же потребительский императив, и мы не через 40-50 лет, а гораздо раньше можем стать свидетелями кризиса в экономике и экологии. Ведь население растет, вместе с которым растет и потребление, а природные ресурсы неуклонно сокращаются и истощаются. Что нужно делать, чтобы оказать влияние на этот процесс? Первое, нужно принимать предупредительные меры. Например, глава государства внес предложение в течение пяти лет высадить два миллиарда деревьев, чтобы сохранить лесные биоресурсы. Такую же инициативу можно начать относительно водных ресурсов. Должен быть установлен жесткий контроль за потреблением воды в целях предотвращения экологических катастроф, важно заниматься внедрением водосберегающих технологий как в промышленности, так и среди населения. Ледники тают, источники рек сокращаются, растут и естественные потери воды, связанные с засухами и испарением. Глава государства Касым-Жомарт Токаев неоднократно говорил о важности формирования экологической культуры как неотъемлемой части общественного сознания. Вопросы воспитания населения и развития у казахстанцев знаний в области экологической культуры в настоящее время рассматриваются и обсуждаются в Концепции экологической культуры. Население также является потребителем природных ресурсов, поэтому только культура ответственного отношения, сбережения может изменить потребительский подход в обществе.
- Что необходимо сделать, чтобы мы работали, как сказал глава государства, на опережение, а не гасить пожары?
- В данном случае имеются в виду установление непрерывного мониторинга и принятие опережающих мер. Например, в случае с прошедшими чрезвычайными ситуациями мы боремся только с их последствиями, в то время как более правильно было принимать предупредительные действия. Доказано, что это и экономически выгодно, чем "тушить пожары" проблем. Например, надо было вовремя реагировать на предупреждения данных мониторинга по накоплению и снеготаянию в указанных районах. То есть надо было вовремя чистить эти населенные пункты от выпавшего снега. Также можно было своевременно контролировать массовую и незаконную застройку жилых и промышленных объектов в водоохранных зонах, в поймах рек, где строительство строго запрещено законом. Этого тоже не было сделано. Или другой пример. Сокращение доли угля в отоплении с заменой их альтернативными и возобновляемыми источниками. Для этого не нужно ждать 2060 года, а ежегодно планомерно сокращать определенные объемы угля и более активно развивать зеленую энергетику.
- Планируется ли на государственном уровне пропаганда среди широких слоев населения вопросов экологии? Как сделать так, чтобы отношение к природе стало бы частью культуры нашего общества?
- Ранее государство на своем уровне занималось разработкой и "спусканием" населению различных программ и проектов по вопросам экологии. В отношении пропаганды экокультуры у правительства было недостаточно выбранных форм работы. Воспитание экологической культуры должно стать одной из главных задач государственных органов.
Сейчас в стране проходит акция "Таза Қазақстан". Как отметил глава государства, эффективность всей этой работы зависит прежде всего от сознательности людей. Важно повышать экологическую грамотность граждан.
Кроме того, в настоящее время стартовало обсуждение Концепции развития экологической культуры среди населения на 2024-2029 годы. Это важный и нужный шаг в направлении повышения экокультуры населения. Государство запускает механизм пропаганды экокультуры массово. Важно эту работу проводить совместно с учебными заведениями и акиматами, чтобы создать систему, в которой волонтеры регулярно занимаются экологическими проблемами, такими как утилизация отходов и озеленение территорий.
Примером может служить внедрение среди населения частного электротранспорта, который оказывает прямое влияние на уменьшение выбросов в атмосферу. Например, в зарубежных странах развито движение эковолонтеров. Ведь это касается непосредственно населения, каждой семьи. Поэтому правительству нужно работать с учебными заведениями, акиматами. Нужно создать такую систему, чтобы волонтеры работали каждую неделю, круглый год, заниматься проблемами коммунальных отходов, загрязнением улиц и дворов. Возможно, создать для этого специальный волонтерский фонд.
- Глава государства в своем апрельском обращении назвал паводки в стране крупнейшим стихийным бедствием за последние 80 лет. По вашему мнению, какие еще экологические проблемы ждут нас в ближайшем будущем?
- Первое, это растущее загрязнение окружающей среды городов. Растет население городов, развивается промышленность, растут и выбросы. Поэтому нужно реально штрафовать нарушителей за загрязнения. Все меры есть в Экологическом кодексе. Также необходимо не просто бороться со стихийными мусорными свалками, но и выстраивать эффективную систему управления отходами, акиматам заниматься внедрением технологий переработки и захоронения бытовых отходов. Второе, как уже говорилось, нас ждет жесточайший водный кризис. При нынешнем отношении к потреблению воды кризис может наступить не в 2030 и 2050 году, а гораздо раньше. Поэтому и правительству, и акиматам, и самому населению системно заниматься водосбержением. Третье, грамотно заниматься адаптацией к изменению климата. Для этого по предупреждению синоптиков своевременно устранять причины возможных климатических чрезвычайных ситуаций.
Основные экологические проблемы, с которыми Казахстан столкнется в ближайшем будущем, включают:
- Загрязнение окружающей среды в городах, особенно воздуха. Необходимо реально штрафовать за любые загрязнения и бороться со стихийными мусорными свалками.
- Водный кризис. При нынешнем отношении к потреблению воды кризис может наступить раньше 2030 года. Важно системно заниматься водосбережением на всех уровнях.
- Адаптация к изменению климата. Нужно своевременно устранять причины возможных климатических чрезвычайных ситуаций.
- Согласны ли вы с мнением, что, если бы перевели еще три года назад ТЭЦ на газ, воздух в Алматы был бы чище на 60%?
- Это утверждение спорное. Загрязнение воздуха связано не только с ТЭЦ, но и с печным отоплением населения и выбросами транспорта. В Алматы необходимо решать вопрос со всеми существующими источниками выбросов, загрязняющих атмосферу.
- В рейтинге стран по индексу экологической эффективности Казахстан оказался на 92-м месте из 178. Как, по-вашему, можно исправить ситуацию?
- В рейтинге стран по индексу экологической эффективности в последнее время Казахстан значился на 92-м месте из 178. Республике присвоили индекс 40,9 – чем показатель выше, тем более эффективна страна в сфере экологии. Среди стран СНГ Казахстан оказался в середине списка. Индекс учитывает такие показатели, как жизнеспособность экосистем, состояние окружающей среды и оценка изменения климата. Именно этими вопросами необходимо заниматься, чтобы улучшить ситуацию. Именно капитальные вложения в охрану окружающей среды более адекватно отражают размеры оценки экологической эффективности страны. Необходимо, не только больше вкладывать инвестиций в эту сферу, но и более качественно и эффективно их использовать. При этом стимулировать как государственных, так и частных инвесторов.
- Президент Касым-Жомарт Токаев на саммите "ШОС плюс" заявил о том, что мировое сообщество должно продолжить решительный курс на декарбонизацию экономики. Он заявил, что особую актуальность приобретает сотрудничество в сфере экологии и борьбы с изменением климата. Как вы это видите?
- Главой государства это сказано далеко не случайно. Многие страны – члены ШОС и географически, и экономически являются ближайшими партнерами Казахстана. Например, Китай и Россия, как и другие соседние страны, имеют некоторое общее климатическое пространство. Декарбонизация экономики так же непосредственно связана между этими странами. Поэтому далеко не случайно, как минимум пять из 25 подписанных участниками ШОС соглашений относятся к сотрудничеству по экологии, энергетике и изменению климата.
Президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что изменение климата вызывает серьезные негативные последствия по всему миру, еще в 2023 году выразил готовность возглавить усилия по решению этой актуальной проблемы и объявил 2024 год "Годом экологии в ШОС".
В период председательства Казахстана в ШОС было уделено большое внимание экологической повестке. Это сотрудничество в сфере образования, "зеленого" финансирования, экологической безопасности, биоразнообразия, изменения климата, управления отходами, энергосбережения и сокращения выбросов.
Для реализации Плана мероприятий "Года экологии ШОС" были организованы различные мероприятия, включая круглые столы, семинары, экологические и образовательные акции. Концепция сотрудничества в области охраны окружающей среды государств – членов ШОС и План мероприятий заложили прочную правовую основу для развития экологического сотрудничества.
Среди проведенных за прошедший год мероприятий следует отметить молодежную конференцию "Модель ШОС", круглый стол на тему "Экологическая безопасность в государствах – членах ШОС", а также форум в городе Циндао (КНР, июль 2024 года) "Год экологии ШОС 2024", который включает два направления – основные экологические вызовы и практический опыт стран ШОС по их преодолению и усилия стран ШОС по управлению глобальным биоразнообразием. Это создает еще одну новую платформу для обсуждения экологического сотрудничества между государствами-членами.