Акимы, не сидите сложа руки

Следует максимально использовать действующие механизмы.
Оксана Давыдова

Цены на продукты категории социально значимых товаров растут, а акиматы никак не реагируют, хотя все возможности для этого у них имеются. Ситуацию рассмотрели на заседании Правительства РК, передает Liter.kz.

Недостаточно активности

В 2019 году рост цен на социально значимые продовольственные товары составил 10,4 процента. В январе текущего года наблюдается, как обычно, сезонный рост цен на 0,3 процента. Надо сказать, что это в 2 раза меньше, чем в январе прошлого года, и сопоставимо с ростом цен первых месяцев предыдущих лет, но это не повод сидеть сложа руки. По данным министра торговли и интеграции РК Бахыта Султанова, ни один акимат до сих пор не установил предельных цен на социально значимые товары. Хотя все инструменты для этого есть.

– Говоря о причинах роста, если исключить все объективные факторы, связанные с неурожаем и экспортом, это недостаточная активность акиматов по мониторингу цен и принятию оперативных мер. В прошлом году было зафиксировано 67 случаев превышения пороговых цен во всех регионах. Но ни один акимат не принял процедур по установлению предельно допустимых цен и не предпринял установленных законом мер воздействия на торговые объекты, – сообщил глава ведомства.

Он добавил, что в прошлом месяце снова зафиксировано 7 случаев превышения пороговых цен, однако реакции от акиматов опять не последовало. Вместе с тем у местных властей есть все инструменты и возможности для принятия ряда оперативных и системных мер.

Всему есть предел

В первую очередь следует максимально использовать действующие механизмы.

– Необходимо активнее использовать механизм установления предельных цен, как я уже сказал. Касательно формирования и использования стабфондов, то здесь требуются кардинальные изменения. В прошлом году в городе Шымкенте и Мангистауской области товарные интервенции вообще не осуществлялись. В других регионах проводились интервенции не в тех товарных группах, где произошел наибольший рост цен, – констатировал Султанов.

Министр напомнил, что Глава государства ранее отметил низкую эффективность стабфондов, потребовав перейти от малоэффективной практики создания натуральных резервов социально значимых продуктов в регионах к альтернативным инструментам. Одним из таких альтернативных инструментов является механизм стимулирования торговых сетей по принятию обязательств удерживания цен посредством льготного финансирования. Его назвали «оборотной схемой» и не раз призывали регионы активно использовать. Но пока что этот инструмент, кроме городов Нур-Султана и Алматы, нигде не применяют.

Группа риска

На практике самым действенным механизмом сдерживания цен по-прежнему являются меры по защите конкуренции рынка. Но антимонопольные органы начали его активно применять только после критики Президента. Вдобавок следует активнее бороться с ценовыми сговорами. Специально для этого создадут рабочие группы, но речь не идет о проведении проверок. Группы будут анализировать и выявлять проблемы ценообразования.

При этом не стоит забывать о насыщении внутреннего рынка отечественными продуктами и товарами. Сегодня в так называемой группе риска находится 8 товаров. Среди них самые ходовые – это сахар, сыр, творог, мясо птицы и подсолнечное масло. По ним доля импорта составляет более 15%. На деле даже небольшой дефицит товара в 5-7% может привести к росту цены в 1,5-2 раза из-за спекуляции. Конечно, у Казахстана имеется большой потенциал по наращиванию производства, но для этого госорганам надо выстроить эффективную товаропроизводящую систему.

Помимо того, что акимы при предоставлении субсидий должны осуществлять жесткий контроль за поставками на внутренний рынок, требуется еще создание современной инфраструктуры хранения и доставки товаров до потребителей. В качестве примера Султанов привел поставку овощей до Кокшетау, когда овощи, пока «доедут» до стола казахстанцев, дорожают в 3 раза. Накручивают при этом все, кому не лень: как посредники, так и розничные продавцы. Порой наценки доходят до 87%, а с учетом хранения и технических издержек цены вырастают еще на 52%.

Каждому региону – по складу

Поэтому в министерстве ратуют за создание 15 агрологистических центров по всей стране. По задумке, центры будут находиться вблизи производителей и осуществлять сбор, хранение и первичную обработку товаров, своего рода такой большой склад. Также будет создана сеть оптово-распределительных центров.

– Создание этой инфраструктуры избавит нас от сети неэффективных посредников и позволит установить прозрачный уровень маржинальности по всей цепочке добавленной стоимости. Появится канал прямого сбыта продукции для отечественных товаропроизводителей, исключающий неэффективных посредников. Будут созданы необходимые условия для хранения и эффективного распределения продукции, – подчеркнул глава МИТ.

К слову, в министерстве призывают казахстанцев не оставаться в стороне и также реагировать на случаи необоснованного завышения цен. Тем более что некоторых торговцев хлебом не корми, дай только повод поменять цифры на ценнике. Недавняя ситуация с коронавирусом в Китае, кстати, не стала исключением.

– В настоящее время ряд продавцов товаров начали повышать цены на продукты, ссылаясь на закрытые границы с Китаем. В связи с этим сообщаю, что Казахстан не приостанавливал движения товаров как из Китая, так и в Китай. Это лишь недобросовестное поведение бизнеса, использующего данный предлог для повышения цен, – заключил министр.

Новости партнеров