Суть новой Концепции безопасного труда на 2024–2030 годы.
Какие шаги предпринимаются для обеспечения благоприятной и безопасной трудовой среды для казахстанцев, занятых на предприятиях с вредными и опасными условиями? В чем суть новой Концепции безопасного труда на 2024–2030 годы? Какие новшества для казахстанцев несет эта Концепция? На эти и многие другие вопросы в интервью газете “Литер” ответил генеральный директор Республиканского научно-исследовательского института по охране труда Министерства труда и социальной защиты населения РК, кандидат экономических наук Алмас Курманов.
“Один из ключевых элементов – безопасная рабочая среда”
– Алмас Мухаметкаримович, подскажите, какова численность занятого населения на сегодня? Можно ли наблюдать тенденцию роста трудовых ресурсов страны?
По официальной статистике, численность занятого населения по итогам прошлого года составила 9,1 млн чел, при этом ежегодный темп роста более 1%. Надо заметить, что согласно новому стратегическому документу – Концепции развития рынка труда РК на 2024–2029 годы – будет наблюдаться положительная динамика в критически важных отраслях экономики.
Так, в горнодобывающей промышленности количество качественных рабочих мест возрастет с 113,3 единиц в 2022 году до 270 тысяч единиц в 2030 году, а в обрабатывающей промышленности – с 247,9 тысячи до 524 тысяч единиц.
Все это является составной частью политики по обеспечению качества трудовой жизни, одним из ключевых элементов которой является безопасная рабочая среда.
– Скажите, а какова доля граждан, работающих на предприятиях с вредными и опасными условиями труда?
– Вначале хотелось бы дать обзорную характеристику касательно масштабов анализируемого предмета – категории лиц, занятых во вредных или опасных условиях труда. По данным официальной статистики, более 1,6 млн занятых казахстанцев работают в таких условиях.
Картографический анализ показал, что в пяти регионах Казахстана более четверти занятых имеют вредные и неблагоприятные условия труда. Доминирующая часть занятого населения трудится в промышленности следующих регионов: в области Ұлытау – 40,3%, в Атырауской области – 38,8%, Павлодарской – 27,0%, Карагандинской – 26,5%, Мангистауской области – 25,5%.
– Какие меры принимаются для обеспечения безопасности труда для казахстанцев, занятых на таких предприятиях?
– В трудовом законодательстве предусмотрены различные виды социальных льгот и гарантий для работников этой категории. Например, сокращение продолжительности рабочего времени, предоставление дополнительного оплачиваемого ежегодного трудового отпуска, установление повышенного размера оплаты труда. Им бесплатно выдаются молоко, лечебно-профилактическое питание, специальные одежда и обувь, а также другие средства индивидуальной защиты. Кроме того, работники обеспечены средствами коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами.
В действующем законодательстве содержатся списки, охватывающие около 8 тысяч профессий и 11 отраслей производства, где имеются вредные, тяжелые, опасные условия труда. Эти списки неоднократно дополнялись в 2007, 2010, 2015, 2020 и 2022 годах.
Кроме этого, с 1 января этого года граждане, занятые на работах с вредными условиями труда, получили право на специальную социальную выплату при достижении 55-летнего возраста.
– А какова сегодня ситуация с работниками, профессии которых также сопряжены с опасными условиями труда, но не включены в соответствующие списки?
– В современных условиях действительно накопились связанные с этим проблемные вопросы. Мы сравнили и выяснили, что некоторые профессии дублируются и из-за отсутствия унифицированного подхода. То есть сделать общий анализ финансовых затрат на социальные льготы и гарантии в разрезе профессий затруднительно.
В целом сегодня механизм предоставления социальных льгот и гарантий на основе списочного подхода – то есть без учета фактических условий труда работников – не стимулирует работодателей их улучшать или модернизировать производство. Так, с этого года наш институт начал реализацию научных исследований, направленных на выработку практических рекомендаций по трансформации государственного механизма предоставления социальных гарантий работникам, занятым во вредных или опасных условиях труда.
“Аттестация производственных объектов не отвечает современным запросам”
– Какова на сегодня общая численность пострадавших при несчастных случаях, связанных с трудовой деятельностью? Уменьшился или увеличился этот показатель по сравнению с прошлым годом?
– Опираясь на данные Бюро национальной статистики, общая численность пострадавших при несчастных случаях по итогам 2022 года составила 2 449 человек, что на 15% больше по сравнению с 2021 годом. Сопоставить с данными по 2023 году не можем, поскольку они еще не опубликованы.
Высокий уровень травматизма преимущественно сохраняется в промышленных регионах республики. Это область Абай, Карагандинская Павлодарская, Костанайская и Актюбинская области, а также ВКО. В разрезе отраслей экономики наибольшее количество пострадавших отмечается на предприятиях горно-металлургического комплекса и в строительной отрасли.
Во всем мире ключевыми и определяющими индикаторами эффективности национальных стратегий обеспечения безопасного труда являются несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания. Значение имеют не только абсолютные числовые показатели, но и коэффициент частоты и уровень их сокрытия. Наступление несчастных случаев на производстве, тем более с летальным исходом, свидетельствует о проблемах в организации системы управления охраны труда на конкретном предприятии.
– Расскажите, пожалуйста, о механизмах работы действующей в Казахстане системе оценки условий труда.
– Анализ действующей ситуации в Казахстане и международного опыта по процедуре оценки условий труда показал, что аттестация производственных объектов не отвечает современным запросам, к качеству ее проведения есть множество нареканий. Поэтому с 2025 года мы будем полномасштабно переходить на процедуру интегральной оценки профессиональных рисков. Причем речь идет не только об охвате оценкой профрисков, но и о том, что все отчеты будут содержаться в цифровой карте предприятий для составления рейтинга и реализации мер реагирования в рамках госконтроля либо экономического стимулирования.
Управление профессиональными рисками будет дополнено процедурами оценки профрисков в особых условиях труда – например, при подземных работах или работах на высоте. То есть это оценка условий труда в строительстве, угольных шахтах и других. Все это также разрабатывает наш институт.
Наряду с этим, в обязательном порядке необходимо усилить требования к специализированным организациям, эксперты которых должны применять современные цифровые инструменты и приборы по оценке условий труда, позволяющие в режиме реального времени осуществлять сбор и передачу данных с предприятий в информационные системы Минтруда. Институтом прорабатываются вопросы введения реестров спецорганизаций и экспертов по оценке профрисков, апелляции в рамках процедуры независимой экспертизы результатов оценки условий труда.
«С учетом современных вызовов и угроз»
– В начале года в стране вступила в силу Концепция безопасного труда на 2024–2030 годы. В чем суть этой Концепции?
– Анализ международного опыта показывает, что для построения системной и комплексной работы по обеспечению безопасного труда необходим стратегический документ. Госполитика в сфере обеспечения безопасного труда основывается на международных стандартах. Здесь речь в первую очередь идет о требованиях Конвенции № 187 Международной организации труда «Об основах, содействующих охране труда», ратифицированной РК.
Суть отраслевой Концепции заключается, во-первых, в формировании видения дальнейшего развития ситуации в сфере обеспечения безопасного труда в Казахстане с учетом современных вызовов и угроз. Во-вторых, в выработке и реализации комплекса мер всеми сторонами социального партнерства – заинтересованными госорганами, объединениями работодателей, объединениями работников и других стейкхолдеров.
– Каковы основные принципы и подходы новой Концепции?
– Одно из главных направлений – модернизация национальной системы охраны труда на основе риск-ориентированного подхода. Концепция также включает экономическое стимулирование мер по снижению риска на рабочих местах, развитие профессиональных компетенций и научного потенциала. Кроме того, важно повышать эффективность контроля и мониторинга в сфере охраны труда.
– Какие мероприятия запланированы в рамках Концепции?
– Ранее меры по охране труда содержались в дорожных картах по снижению производственного травматизма и рабочих мест с вредными условиями труда в Республике Казахстан и Плане действий по обеспечению безопасного труда до 2025 года.
В настоящий момент комплекс этих мер включен в План действий по реализации новой Концепции безопасного труда РК на 2024–2030 годы. Сам план включает 27 мероприятий по 4 направлениям, которые я описал выше. Результативность и эффективность этих мер определяются на основе 7 целевых индикаторов.
В рамках Концепции запланированы мероприятия по внедрению новых риск-ориентированных механизмов по дифференциации рабочих мест, обеспечению средствами индивидуальной защиты, социальными льготами и гарантиями, дифференциации страховых тарифов, разграничению обучения и проверки знаний в сфере охраны труда, совершенствованию государственного контроля и мониторинга.
При этом особый акцент хотелось бы сделать на ряде принципиально новых институциональных и цифровых решений.
– Какие нововведения вы имеете в виду?
– Новые решения связаны с созданием Единого учебно-методического центра, Центра экспертизы результатов оценки профессиональных рисков, а также цифровой карты предприятий.
Внедрение нововведений будет сопровождаться внесением поправок в Трудовой и Социальный кодексы, Закон “Об обязательном страховании от несчастных случаев, связанных с исполнением трудовых (служебных) обязанностей”, а также в сопутствующие нормативно-правовые акты. Не ограничиваясь точечными поправками, также будут разработаны новые НПА.
– Спасибо за беседу!