Доступность школьной формы является важным фактором социальной справедливости.
Продвижение качественного образования, как стратегического ресурса, становится основой для развития Казахстана в будущем, создавая возможности для всех его граждан. В этом контексте даже такие, казалось бы, незначительные детали, как школьная форма, имеют большое значение. Президент Касым-Жомарт Токаев в одном из своих посланий справедливо отметил, что доступность школьной формы является важным фактором социальной справедливости, передает Liter.kz.
“Считаю, что детям из отдельных социально уязвимых категорий государство должно предоставлять ее за счет бюджета. Целевые государственные заказы на приобретение школьной формы нужно направить на развитие отечественной легкой промышленности”, - отметил Токаев.
Между тем, поручение, озвученное в послании, на практике выполнено не было. Успешно осуществлявшийся пилотный проект “Всеобуч” с главной идеей популяризации доли казсодержания и поддерживаемый Национальной палатой предпринимателей, закрывал обе потребности: оказание содействия социально уязвимым слоям населения и отечественным товаропроизводителям (ОТП). Опыт программы за 2019-2021 годы наглядно продемонстрировал положительный эффект. Только в Астане через ОТП было оказано содействие в получении школьной формы примерно 15 тыс. казахстанцев. При этом наблюдался и значительный рост числа местных предпринимателей, участвующих в программе: с 9 компаний в 2019 до 18 в 2021 году. Этот успех стимулировал не только местное производство, но и способствовал созданию новых рабочих мест, увеличению прозрачности продаж и налоговых поступлений.
“Ранее при подтверждении статуса семьи предоставлялась возможность получения формы и обуви казсодержания школьниками. Также были внедрены цифровые решения. Однако в 2022 году Минпросвещения внесли изменения в механизм оказания помощи на перечисление денежных средств на карт-счета родителей”, - комментирует директор Департамента обрабатывающей промышленности НПП Алмат Асқар.
В этой связи НПП “Атамекен” выступает за возвращение успешной практики пилота Астаны с пересмотром ныне существующей нормы монетизации (выдачи в денежной форме) средств на приобретение школьной формы. К слову, минимальный объем финансовой поддержки на каждого обучающегося в этом году составляет 43 407 тенге. Усложняет данный механизм обязательные заявление родителей в адрес директора школы и предоставление чеков о покупке.
Монетизация, по мнению Палаты, негативно сказывается на развитии отечественной легкой промышленности, поскольку в данных условиях происходит расходование бюджетных денег на импортную продукцию, зачастую – некачественную. При этом, как отмечают казахстанские производители, они полностью готовы обеспечить потребности детей качественной и доступной продукцией.
Немаловажным условием является и урегулирование необоснованного роста цен в преддверии начала учебного года. По мнению Алмата Асқара, ключевой фактор в виде поддержки ОТП снизит затраты на производство, соответственно, на розничные цены, что прямо повлияет на ценообразование школьной формы. Кроме того, предлагается рассмотреть налоговые льготы для производителей легкой промышленности.
Напомним, только в 2021 году акция “Всеобуч” с широким ассортиментом казахстанской продукции подготовила десятки тысяч учеников на общую сумму 600 млн тенге. Сегодня же регионы страны высказываются касательно внедрения цифровой платформы по приобретению школьной формы в рамках проекта.