Большой город – километровые пробки. А ежедневные автозаторы давно стали глобальным мировым явлением. И эти проблемы каждый город решает самостоятельно.
Урбанистические подходы в решении вопроса с заторами включают в себя различные стратегии, которые направлены на управление трафиком, оптимизацию использования дорожной инфраструктуры и снижение негативных воздействий на окружающую среду. В Алматы ведется работа сразу по всем этим направлениям, передает Liter.kz.
В январе 2024 года был принят мастер-план транспортного каркаса города, взят курс на развитие общественного транспорта, пробивается станции метро к западной границе города. Формируется структура для развития BRT, LRT. В теплое время года все больше алматинцев отдают предпочтение велосипедам и самокатам, как «транспорту последней мили».
О проблемах загруженности дорог, особенностях транспортного каркаса и о том, что делает город для развития маломобильного транспорта, рассказал генеральный директор НИИ «Алматыгенплан» Асхат Садуов.
В Алматы в последние годы большое внимание уделялось созданию инфраструктуры для велотранспорта. По данным Управления городской мобильности (УГМ) в настоящее время в городе обустроено почти 92 км вело-инфраструктуры. Протяженность велополос составляет 25 км, велодорожек - почти 67 км. Отметим, что на проспекте Жибек жолы, улиц Утепова, Торайгырова и Кекильбаева есть обособленные велодорожки. Так как сейчас набирают популярность более удобные современные электрические самокаты велодорожки и велополосы активно осваивают самокатчики, - отметил спикер.
В начале года в Алматы число кикшеринговых самокатов составляло около 17 тыс. единиц. В прошлом году на них совершено более 14 млн поездок, что в два раза больше аналогичного показателя 2022 года. Вместе тем количество ДТП с их участием в 2023 году снизилось на 35%, с 41 до 27 ДТП. Самокаты разгоняются до скорости 25 км\ час. А в парках, на бульварах и оживленных улицах они автоматически должны снижать скорость до 10-15 км\час. Согласно ПДД, на тротуарах самокатчик не должен передвигаться быстрее, чем 6 км/час. Это снижает риски аварийных ситуаций.
По словам Асхата Садуова, для дальнейшего развития «транспорта последней мили» в Транспортном каркасе предусмотрено увеличение сети велодорожек на наиболее востребованных для велосипедного движения коридорах.
Электросамокаты – относительно молодой вид транспорта. Они стали популярными всего за последние несколько лет, благодаря своей удобной и экологически чистой природе. Как правило, как всему новому нужно привыкнуть, приловчиться. Да, в начале пешеходы остро реагировали, и для самих самокатчиков все было новым, были ошибки, травмы. Спустя пару лет мы наблюдаем, как этот вид транспорта органично вошел в повседневную жизни алматинцев, которые ценят время, любят мобильность. Статистика тоже подтверждает положительную динамику. Одним словом, развивается культура микромобильности, - добавил Асхат Садуов.
Урбанист перечислил основные плюсы использования микромобильного транспорта. Это уменьшение транспортных проблем, в первую очередь.
Самокаты могут смягчить транспортные проблемы в крупных городах, поскольку они позволяют людям легко перемещаться на короткие расстояния. Это может помочь снизить загруженность общественного транспорта и уменьшить количество автомобилей на дорогах. -
Что касается здоровья, то использование самокатов требует определенной физической подготовки, а само путешествие на самокате может стимулировать активность и помочь людям поддерживать активный образ жизни.
Необходимо учитывать, что для максимальной эффективности самоката важно обеспечить безопасность на дорогах как для самокатчиков, так и для автовладельцев, развивать необходимую инфраструктуру, а также регулировать их использование в соответствии с законодательством. Здесь я считаю, что самокатчики должны нести ответственность на дорогах, как владельцы транспорта, - резюмировал Асхат Садуов.
Эксперт добавил, что самокаты не загрязняют воздух выхлопными газами.