Политический аналитик Айдар Амребаев рассказал о казахстанской модели эволюционной преемственности власти, передает Liter.kz.
Революционные, прерывистые изменения не соответствуют естественному ходу вещей и даже, порой, приводят к разрушению формирующейся системы. Это относится как к природным явлениям, так и социальным процессам, в которых последовательное количественное накопление составных элементов приводит к новому качеству содержания явления в целом. Это общее представление подтверждается реальностью политических процессов, в которых, революция (от лат. revolo - возврат, откат назад, а позднее revolutio — поворот, переворот, превращение, обращение) — радикальное, коренное изменение, скачок в развитии природных и общественных процессов, сопровождающиеся открытым разрывом с предыдущим состоянием, способное привести как к качественному улучшению системы в плане ее усложнения, так и к «откату назад», деградации системы и ее упрощению. Революция зачастую противопоставляется эволюции и реформам, которые предусматривают постепенные не скачкообразные изменения, где развитие происходит более медленно и затрагивает поступательное изменение частей системы с постепенным совершенствованием ее качественного содержания в целом.
Эта методологическая философская установка чрезвычайно важна при анализе такого сложного процесса в политико-экономической сфере, как обеспечение преемственности того или иного курса с одновременным движением вперед. Именно данное представление и его критическое осмысление, с моей точки зрения, легло в основу избранного руководством Казахстана пути изменений, в качестве главного содержательного основания в процессе передачи власти от одного поколения руководителей к другому.
Этот процесс в любой стране является достаточно «чувствительной» темой, вызывающей определенный социально-политический и экономический резонанс в обществе с трудно предсказуемыми последствиями. Однако, преимущество эволюционной модели состоит в том, что сам процесс передачи осуществляется постепенно, «под контролем», то есть является управляемым и направляемым социальным процессом с «предсказуемым проектом» в котором на основе реальных данных и появляющихся в процессе развития новых вызовов и рисков, осуществляется «корреляция курса», возможно переформатирование изначального плана и его совершенствование. При этом, главными особенностями является последовательность, управляемость, предсказуемость и творчески конструктивный характер изменений, минимизация социальных издержек.
И здесь вспоминается известный тезис немецкого идеолога социал-демократии Эдуарда Бернштейна (1850-1932) «движение - все, цель - ничто», подвергнутый критике революционером Ульяновым-Лениным за «оппортунизм и реформизм». Сейчас, по прошествии стольких лет, уже можно «подвести некоторые итоги» того идеологического противостояния.
Революционный процесс, прокатившийся во многих странах под влиянием троцкистских идей осуществления «перманентной мировой революции» привел к неисчислимым человеческим жертвам и разрушению многих социокультурных традиций, экономических систем, приведя некоторые народы на грань социальной деградации, вплоть до «генетического истощения» и даже физического уничтожения большинства населения.
Показателен пример, «революционного геноцида» красных кхмеров в Камбодже в XX веке или октябрьский переворот, осуществленный большевиками в 1917 году в России, который, фактически, оказался одним из самых кровавых и бесчеловечных социальных экспериментов на планете Земля.
В этой связи увлечение разного рода «измами», вовлекающими народы в различные авантюры, достаточно опасны и для того, чтобы выйти из кризисов, порожденных ими, необходимы десятилетия или даже столетия упорной социальной реконструкции жизни. В этом плане полностью поддерживаю интенцию нашего Лидера Нации, изложенную им в известной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Позволю себе процитировать очень важный раздел этой, безусловно, неординарной работы Первого Президента, имеющей исключительное методологическое значение в избрании, в том числе и дальнейшей стратегии развития нашей страны:
«В этом году исполнится 100 лет (статья была написана в 2017 году - прим. авт.) со дня тех радикальных перемен на огромной части Евразии, что произошли в октябре 1917 года. Весь ХХ век прошел под знаком революционных потрясений.
Каждый народ извлекает свои уроки из истории. Это его право, и нельзя навязывать другим свою точку зрения. Но также никто не вправе навязывать нам свое субъективное видение истории.
А уроки ХХ века для нашего народа во многом трагические.
Во-первых, был сломан естественный путь национального развития и навязаны чуждые формы общественного устройства.
Во-вторых, нанесен страшный демографический удар по нации. Удар, который сказался на протяжении целого столетия.
В-третьих, едва не были утрачены казахский язык и культура.
В-четвертых, территория Казахстана превратилась во многих регионах в территорию экологического бедствия.
Конечно, в истории не бывает только черного и белого цвета. XX век принес немало позитивного Казахстану.
Это индустриализация, создание социальной и производственной инфра-структуры, формирование новой интеллигенции.
Определенная модернизация произошла. Но это была модернизация территории, а не нации.
Мы должны ясно понимать уроки истории. Эпоха революций не прошла. Они сильно изменились по форме и содержанию. Но вся наша недавняя история говорит прямо и недвусмысленно: только эволюционное развитие дает нации шанс на процветание. В противном случае мы снова попадем в исторический капкан.
Эволюционное развитие как принцип идеологии должно быть одним из ориентиров и на личностном, индивидуальном уровне для каждого казахстанца.
Конечно, эволюционное развитие общества как принцип не означает вечной консервации, но важно понять не только уроки истории, но и примеры современности и сигналы будущего.
Характер революций изменился. Они обретают отчетливую национальную, религиозную, культурную или сепаратистскую окраску. Но в подавляющем большинстве случаев все кончается насилием и экономическим крахом.
Поэтому серьезное переосмысление того, что происходит в мире, – это часть огромной мировоззренческой, идеологической работы, которую должны провести и общество в целом, и политические партии и движения, и система образования».
Показательно, что революционные преобразования осуществленные уже в ряде стран в постсоветское время у наших соседей, оказались далеки от ожидаемого результата, их итоги неоднозначны. Более того, в ряде случаев их инициаторы были выброшены на «обочину национальных историй», потерпев фиаско и в плане политической карьеры, и в смысле нереализованности «мечты о светлом будущем». Таковы фигуры Михаила Саакашвили в Грузии, Виктора Ющенко и его последователей в Украине, Алмазбека Атамбаева в Кыргызстане. В этом плане стала классической фраза французского политика и революционера Пьера Виктюрниена Верньо (1753-1793): «Революция, как бог Сатурн, пожирает своих детей». Сегодня в неоднозначной ситуации в Беларуси, мы видим отзвуки потенциального «эха революции» с непредсказуемым результатом.
В этом плане путь, избранный Лидером Нации в Казахстане, мне представляется весьма дальновидным и мудрым разрешением вопроса о бесконфликтном и эволюционном способе политической трансформации. В Казахстане в результате сформировалась уникальная конфигурация управления социально-политическим процессом, сохраняющем базовые, опорные элементы конструкции системы с обновлением смыслов и накоплением необходимых новых прецедентов разрешения проблем в политическом процессе. Это тем более важно, что в обществе пока еще не вызрела альтернативная политико-экономическая модель с «настройкой» необходимых идеологических инструментов реализации, в том числе институциональных механизмов легитимного обновления. Речь по-большому счету, не идет об искусственном «торможении» процесса реформ, хотя и эта тема является предметом достаточно серьезных политико-идеологических споров разных сторон процесса.
Сегодня на политическом поле Казахстана чрезвычайно востребованы идеологические дискуссии, общественные дебаты о путях дальнейшего развития страны, методах и темпах осуществления реформ. И в этом смысле, как нельзя кстати, проводимые внутрипартийные реформы в тех политических организациях, которые сегодня присутствуют «в поле». В качестве важного примера можно отметить инициированный руководителем «Нур Отана» праймериз. Можно по-разному относится к этой инициативе, однако, стремление к обновлению и «очищению» рядов, - очевидно. И никто не мешает, например, той же позиционирующейся оппозиционной, партии ОСДП поработать над качеством своей программы, рекрутингом новых последователей, организационной дисциплиной и т.д.
Хотелось бы в этой связи отметить, что новый Президент Казахстана Касым-Жомарт Кемелевич Токаев в достаточно корректной, присущей ему интеллигентной, форме, осуществляет поступательные реформы, заявленные еще Лидером Нации. Как говорят китайцы «при переходе реки, осторожно нащупывая камни». И это очень важный индикатор достаточно высокого уровня его политической культуры, позволяющий опереться на надежные элементы сформированной политической системы, наряду с эффективным решением новых задач развития страны. Ему совершенно некогда заниматься «политическими интригами» в условиях все усложняющихся и усугубляющихся вызовов и рисков, как внутреннего, так и внешнего развития нашей страны.
12 июня 2019 года Касым-Жомарт Токаев официально вступил в должность Главы государства и без «раскачки» определил основные направления деятельности и расставил приоритеты для работы госаппарата. Опытный управленец сразу же выстроил чёткую линию государственной политики, подтвердил преемственность внешнеполитического курса и ещё во время инаугурации заявил, что он продолжит реализацию стратегических программ Первого Президента Казахстана – Елбасы Нурсултана Назарбаева. А все новые инициативы будут направлены на конкретику и эффективность.
В течение этого года Президент К.Токаев обеспечил мягкую и стабильную передачу власти, что является ключевым условием транзита власти. С одной стороны, он продолжает реализовывать действующий государственный курс. С другой стороны, привнес новый импульс, обеспечив эволюционное развитие.
Отрадно, что Нурсултан Назарбаев, как лидер, символизирующий собой стабильность и единство элиты, всесторонне поддерживает Президента К.Токаева. В свою очередь, обеспечивая преемственность власти, второй казахстанский лидер закладывает новый вектор государственного развития, основанного на диалоге с обществом, плюрализме мнений и многообразии способов реформирования системы в соответствии с актуальными запросами времени.
За год им были инициированы и внесены изменения в законодательство, касающегося выборов в рамках, существующих «окон возможностей», снижен порог для политических партий, введены специальные квоты для женщин и молодежи, существенно смягчены условия организации и проведения мирных собраний, а также законодательно закреплен статус парламентской оппозиции. Целью его политических реформ в целом, является большая открытость системы государственной власти, ее прозрачность, способность «слышать» своих граждан, двигаться в направлении большей справедливости государственных институтов, эффективности решения ими актуальных общественных задач.