Противодействие коррупции является одним из направлений Концепции развития государственной службы Казахстана на 2024–2029 годы.
Эффективная борьба с коррупцией требует системного подхода, включающего внедрение современных инструментов управления, совершенствование законодательства, новой организационной культуры и постоянное повышение качества человеческого капитала.
Противодействие коррупции является одним из направлений Концепции развития государственной службы Казахстана на 2024–2029 годы. Дальнейшая профессионализация и формирование клиентоориентированного государственного аппарата, предусмотренные в новой концепции, подразумевают устранение условий, способствующих коррупции, с акцентом на эффективность, прозрачность и интересы граждан.
Агентство активно работает над решением этих задач, применяя передовые методы управления человеческими ресурсами и реализуя эффективные решения на практике.
Одним из примеров таких методов является институт ротации государственных служащих. Ротация как инструмент HR-управления позволяет предотвращать неправомерное поведение, снижать риски профессионального выгорания и повышать эффективность работы служащих. Ранее этот инструмент применялся ограниченно, преимущественно в отношении руководящих кадров. Теперь для раскрытия потенциала государственных служащих и профилактики коррупционных правонарушений круг должностей, подлежащих ротации, значительно расширен.
Очередным важным шагом на пути к созданию системы, свободной от коррупции, стало введение в прошлом году политической ответственности служащих, при котором назначение служащих на другую политическую должность не освобождает их от обязанности подать в отставку за совершение коррупции подчиненным на прежнем месте работы.
В Казахстане с декабря 2019 года была усилена дисциплинарная ответственность политических государственных служащих.
По Закону «О государственной службе РК» политический государственный служащий обязан подать в отставку, если по истечении трех месяцев со дня его назначения его непосредственным подчиненным совершено коррупционное преступление. В случае отказа в отставке он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. С момента введения в действие соответствующей нормы в отставку подали 36 политических государственных служащих. Из них принята отставка 16, остальные получили дисциплинарные взыскания.
Согласно последним новеллам законодательства, первые руководители государственных органов – политические служащие – могут назначать определенную категорию руководителей по согласованию с Агентством без проведения конкурса. При этом в случаях непосредственного кураторства деятельностью таких служащих они несут политическую ответственность за совершение ими коррупционных преступлений.
Вместе с тем сложившиеся особенности правового регулирования указывают на необходимость определения правового статуса таких служащих и пересмотра их места в иерархии должностей.
Поэтому в настоящее время Агентство прорабатывает соответствующие подходы, чтобы в дальнейшем ответственность за коррупцию подчиненных напрямую зависела от оказанного политического доверия и инициативы по выдвижению такого кандидата на ответственную должность.
Учитывая актуальность такой проблемы, как лудомания, а также то, что на госслужбе азартные игры – это всегда коррупционный риск, по инициативе Агентства для выявления нарушений, связанных с посещением игорных заведений и участием в азартных играх государственных служащих, военнослужащих, сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов, в текущем году принят совместный приказ, запрещающий посещение ими игорных заведений (приказ № 95 от 20 июня 2024 года). Отныне они не смогут участвовать в азартных играх и пари, а за несоблюдение соответствующего антикоррупционного ограничения будут уволены.
Одним из эффективных элементов профилактики коррупции является выстроенная система контроля качества оказания государственных услуг.
Сфера оказания госуслуг должна быть укомплектована не только компетентными, ответственными и морально устойчивыми кадрами, но и соответствовать всем критериям доступности и прозрачности. Любое надуманное усложнение, незаконное препятствие при оказании госуслуг населению является почвой для коррупционных правонарушений. Административные барьеры, всевозможная волокита воспринимаются как вымогательство либо превышение должностных полномочий.
Наша цель – создать удобную и прозрачную систему предоставления государственных услуг, отвечающую современным требованиям граждан. Подобные системные и комплексные меры создают условия для исключения контактов при оказании госуслуг, устранения рисков, что в конечном счете позволяет максимально минимизировать коррупцию в этой сфере и предоставлять гражданам услуги на качественно новом уровне.
Ежедневно более 600 тысяч граждан обращаются к государству за получением материальных или нематериальных благ, которые охватывают все этапы их жизнедеятельности. От качества и доступности госуслуг в значительной степени зависит уровень доверия к государственным институтам, в том числе их состоятельность. И перевод этого процесса в электронный формат с исключением человеческого фактора является одной из значительных мер для устранения коррупции.
На сегодня 93%, или 1 255 государственных услуг, могут быть оказаны в электронном виде. В этом году Агентством проведена обширная ревизия всего Реестра государственных услуг на предмет совершенствования процессов их оказания.
Приняты соответствующие комплексные планы, которые включают в себя перевод на проактивный способ оказания, на безальтернативно-электронный формат, устранение коллизий. Также стал открытым и доступным для граждан ряд так называемых «скрытых» услуг. Все это позволит значительно повысить качество госуслуг, а значит, минимизирует коррупционные проявления.
За 2024 год Агентством выявлено более 85 тысяч нарушений в этой сфере. В результате 364 должностных лиц привлечены к административной, 1 212 – к дисциплинарной ответственности, восстановлены права 660 услугополучателей.
Во многих случаях граждане даже не догадываются о том, что их права нарушены, и что они имеют право в дальнейшем отстаивать и добиваться положительного результата оказания государственной услуги. В этой связи система контроля усовершенствована путем внедрения механизма дистанционного мониторинга, в результате которого и выявлена треть всех нарушений. В отличие от традиционных проверок данный мониторинг экономит временные и трудовые ресурсы, а также позволяет восстанавливать права граждан без их обращения.
Помимо этого, Агентством совместно с уполномоченным органом в сфере государственных услуг упрощен механизм обжалования качества их оказания. С недавнего времени у граждан появилась возможность подать жалобу либо внести предложение по снижению бюрократии и упрощению бизнес-процессов через Telegram-бот «EgovKzBot2.0». Функция проста в применении, не требует специальных навыков и имеет удобный интерфейс. Меры принимаются в течение одного рабочего дня.
В свою очередь возникшая необходимость по обеспечению контроля и тщательной оценке качества государственных услуг со стороны Агентства становятся причиной для различного рода сопротивления со стороны госаппарата. Но мы и дальше продолжим систематическую работу в этом направлении.
Избыточные процедуры, дублирующие функции и сложные административные цепочки создают не только препятствия для граждан, но и условия для коррупционных проявлений. С внедрением цифровизации и автоматизации многие из этих барьеров могут быть устранены. Исключение человеческого фактора не только ускоряет выполнение забюрократизированных процессов, но и минимизирует возможности для коррупции, обеспечивая прозрачность и подотчетность на каждом этапе.
Для борьбы с этими проблемами Агентством разработано более 700 рекомендаций, треть из которых касается оцифровки процессов в различных сферах. Важным результатом работы по дебюрократизации стало упрощение процессов в здравоохранении. К примеру, дата госпитализации теперь назначается автоматически через портал «Бюро госпитализации». Раньше гражданам приходилось напрямую обращаться к сотрудникам учреждений, что открывало возможности для злоупотреблений.
Подобное исключение бюрократических барьеров, цифровизация и воспитание антикоррупционной культуры в госструктурах создают основу для дальнейшего укрепления правового государства. Поэтому Агентство продолжит работу по созданию системы, в которой каждый гражданин чувствует себя защищенным, а государственные служащие действуют в соответствии с высокими моральными и профессиональными стандартами, тем самым способствуя продвижению идеи Главы государства «Справедливый Казахстан – Адал Азамат».
Председатель Агентства РК по делам государственной службы
Дархан ЖАЗЫКБАЙ