Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 516.93  542.52  4.98

Антикоррупционное образование

Зачем нужен диплом?

28.03.2024, 09:41
Антикоррупционное образование
Фото: Pixabay

Отрасль образования и науки является важнейшим фундаментом развития экономики страны. Для поступательного развития любой другой отрасли нужны образованные специалисты, новые знания и достижения науки. Поэтому важнее всего, чтобы деятельность образовательной и научной сфер не подвергалась коррупционным рискам.

В сфере образования имеет место высокий риск взяточничества при поступлении в вуз. Таким образом, некоторые могут сдать экзамены, и даже получить дипломы, не прилагая особых усилий. Главными же причинами являются: ошибки, допущенные при выборе профессии, низкое качество образования, нежелание молодежи получать некачественное образование, ее слепое стремление любой ценой получить одну единственную бумажку, называемую «дипломом».

Зачем нужен диплом? Конечно, многие говорят, что для того, чтобы получить статусную и высокодоходную работу.

Сегодня такое время, когда ценности “руки поборют одного, знание – тысячи; кто знаниями обладает, тот всюду побеждает”, исчезли. Проблема дилеммы в сознании молодежи заключается в том, важно ли получить образование или получить диплом: большинство из них выбирают второе.

Также есть множество ситуаций, при которых завтра глубокие знания, приобретенные в процессе учебы, не понадобятся для производственного процесса. Имеет место множество случаев, когда невозможно устроиться на работу по полученной специальности, руководство организаций не всегда желает использовать профессиональные знания и навыки подчиненных в производственном процессе.

Однако организация или предприятие, которым необходимы высококвалифицированные специалисты, при приеме на работу человека в первую очередь просят тот самый бумажный диплом. К сожалению, сейчас эта ситуация достигла критической точки, когда данная бумага не может по-настоящему отражать реальный уровень знаний, навыков, интеллекта человека.

Как сектору высшего образования, так и организациям, производствам различных отраслей необходимо лучше сосредоточиться на взаимной координации работ в подготовке квалифицированных специалистов. В противном случае в тенденциях развития между процессом подготовки специалистов и потребностью производства сегодня накопились достаточно много противоречий.

Наиболее эффективным способом для каждой организации и производства будет подготовка необходимых специалистов путем прямого заказа в учебное заведение. Увы, негибкость существующей системы и отсутствие между ними тесного взаимодействия не позволяют этого...

Как правило, при приеме на работу кандидата наиболее важным фактором являются его опыт работы и гибкие навыки по выбранной профессии. Также было бы целесообразным сначала временно принять кандидата на вакантное место, не требующее по квалификационным требованиям наличия диплома, и далее в пределах назначенного испытательного срока рассматривать путь прохождения им стажировки и результаты накопленного опыта.

При этом очевидно, что будет выгодно всем заинтересованным сторонам, если учебное заведение своему выпускнику, завершившему обучение, предоставит на руки диплом после устройства его на работу и успешного прохождения им производственного опыта в течение определенного периода времени.

Итак, сегодня наличие диплома не является доказательством уровня образования и квалификации. Поэтому не случайно, что при приеме на работу большинство работодателей на первый план выдвигают обязательные требования о наличии опыта.

Это, конечно, создает препятствия в трудоустройстве молодежи.

Для решения проблемы необходимо рассматривать обязательную увязку системы образования с требованиями работодателей путем формирования всеобщей системы квалификаций. Для этой цели, возможно, требуется подготовить и внедрить Единые нормы о профессиональных квалификациях.

После проверки знаний в рамках данной системы, рабочих навыков и квалификации, необходимых на практике, следует выдавать сертификаты об оценке. Сертификаты об оценке должны выдаваться всем специалистам, которые обучались в дневное время, после работы и через интернет.

Все это, безусловно, повысит статус потребности в углубленном и качественном образовании и снизит неоправданную потребность в дипломе в обществе. При этом, безусловно, повысится спрос в обществе на средне-специальное образование, на обучение рабочим профессиям. В результате можно не сомневаться, что риск коррупции несколько снизится.

При этом приоритет перед дипломом отдается сертификату об оценке, который может служить доказательством перед работодателями гибкости навыков и компетентности в выбранной профессии. При этом было бы лучше, если риски коррупции изначально были полностью/тщательно исключены при внедрении такой новой системы.

Сегодня сферу образования в обществе не случайно называют одной из самых коррумпированных. Подключаются более “продвинутые” схемы неправильного расходования бюджетных денег: выгружаются платежные документы с ведомственных систем учета, далее вручную вносятся нужные корректировки, после документы с искаженными сведениями направляются на оплату труда. Такие манипуляции стали возможными из-за отсутствия интеграции между школьными системами учета, республиканской образовательной базой данных и базой финансовых органов.

Опасность коррупции в данной сфере также заключается в том, что процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом, в большей степени сводится к сделке. При этом значение имеет лишь получение работником системы образования вознаграждения за использование своего должностного положения. Здесь главные функции образования фактически сводится к отношениям купли-продажи, уровень приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций остается за рамками коррупционной сделки.

Фактически безграмотный, но получивший диплом в результате использования коррупционных отношений в образовании врач, учитель, инженер, строитель, юрист или другой дипломированный специалист может искалечить не одну человеческую жизнь в процессе своей «профессиональной» трудовой деятельности. Очевидно, что развитие общества при отсутствии грамотных, квалифицированных, молодых специалистов имеет весьма туманные перспективы.

Негативным последствием коррупции в образовании является приобретение обучающимися навыков вступления в коррупционные отношения, урегулирования возникающих проблем коррупционным путем. В таких условиях у молодых людей еще со школьной и студенческой скамьи формируется привыкание к коррупции, восприятие коррупции как допустимого явления, закладывается готовность к вступлению в коррупционные отношения в ходе реализации полученных знаний уже в процессе трудовой деятельности.

Двигателем развития всех сфер общества являются новые знания, которые берут свое начало из источника нового продукта науки. А продуктивную науку продвигают наиболее преданные своему делу настоящие профессионалы интеллектуального труда.

Если научное лицо для повышения своего личного социального статуса и материального благосостояния использует “выборочное” или “адаптированное” представление результатов и сведений научных исследований в собственных интересах, то утрачивается научная объективность. А это надо называть “коррупцией с особо опасными последствиями”.

Наука работает преимущественно на грантовом, инвестиционном финансировании. А в процессах планирования, получения и освоения средств имеет место множество проблемных, в том числе коррупционных, вопросов.

Многое зависит от того, сколько денег будет выделено из бюджета на научные программы и проекты и как они будут потрачены. Здесь, другими словами, важно сколько потребуется на финансирование регулирования “откатов” и финансовых потоков, и как это может “решиться” коррупционным путем.

Недостаток бюджетных средств можно назвать «вечным спутником» научно-исследовательских работ. Потому что ни объем статей, составляющих затраты на научные работы, ни связанные с ними процессы планирования и отчетности не регулируются четко компетентными органами.

В настоящее время во всех отраслях имеется множество ученых, имеющих научные звания, но не занимающихся научной работой или занимающихся наукой, по которой уже заведомо не будет результатов. При этом также есть ученые, не прошедшие настоящую научную школу, которые не могут по-настоящему обеспечить качество научных результатов. Вполне возможно, что корни коррупции здесь кроются в вопросах о том, как им когда-то были присвоены научные степени и звания, какой вклад в науку внесла их научная деятельность в целом.

В то же время многим ясно, что «научные» работы, страдающие от копирования (плагиата) в области науки, не оправдывают выделенных средств и не достигают намеченных результатов. Поэтому, похоже, пора закрыть данный источник копирования законным способом.

Сейчас является нормальной тенденцией давать взятки, гонорары как за написание «красивых» заключений и экспертиз (обзоров), дающих окончательную оценку малоценным результатам, малоэффективным научно-исследовательским работам, так и за их публикацию в научных СМИ.

Возможно, в скором времени компетентные органы подумают и рассмотрят, какие создать условия для написания “бесплатных” рецензий на научные работы с ценными и эффективными для общества, отрасли результатами исследований, а также о правовых механизмах их «бесплатной» публикации в научных журналах (разумеется, за счет независимого источника финансирования).

Представляется необходимым разъяснить и обязать высокопоставленных должностных лиц и организаций всех форм собственности о необходимости обращения должного внимания к услугам ученых и признания их работы в вопросах оптимизации производственных процессов, защиты интересов государства, обеспечения эффективности государственной службы и развития страны. Понятно, что там, где возникнет такая необходимость, работа всегда будет разворачиваться лучше и как надо.

Итак, само собой разумеется, что именно учителя, преподаватели и ученые результатами своего труда главным образом могут способствовать развитию государства.

Сегодня настало время разработать и реализовать способы предотвращения коррупционных рисков, которые тормозят развитие сфер образования и науки. В противном случае очень высок риск того, что экономика страны неизбежно еще на долгие годы окажется в стагнации и не сможет идти в ногу с тенденциями научно-технического процесса.

Таким образом, напрашивается вывод: вакцины от эпидемии коррупции обществу надо прививать еще на стадии обучения и воспитания человека труда, а также когда готовятся и разрабатываются научные труды, проекты и подходы по организации и обеспечению развития сфер производства материальных благ. При этом призыву общества “Жемқорлық – індет, онымен күресу – міндет!” должен и обязан следовать каждый, кто хочет жить и работать в новом, справедливом и процветающем обществе!

Муталап АБСАТТАРОВ, Астана

Новости партнеров
×