Антиядерные инициативы. Исторически оправданный выбор Елбасы

Оксана Давыдова

Распространение идей глобальной безопасности, мира и согласия является фундаментальной основой государственной политики Первого Президента Казахстана – Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева. Сегодня отказ от ядерного оружия является своеобразной визитной карточной нашей страны. Как отмечает председатель Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Парламента РК, член фракции партии «Nur Otan» Мухтар Ерман, без этих решений Елбасы не было бы современного уровня признания и уважения Казахстана на международной арене. Как не было бы и многомиллиардных зарубежных инвестиций, совместных инновационных проектов в самых различных сферах экономики.

– Мухтар Тилдабекович, важность и значение антиядерных инициатив Первого Президента РК – Елбасы Нурсултана Назарбаева неоспоримы. Но давайте вспомним все-таки, с чего все начиналось, а это – Указ о закрытии Семипалатинского ядерного испытательного полигона. Тогда же было непростое время, так как СССР еще существовал, советская номенклатура была еще сильна…

– Вы правы, но надо отдать должное дару предвидения и той железной воле и решимости, которые присущи Первому Президенту Казахстана – Елбасы Нурсултану Назарбаеву. Уже 29 августа 1991 года своим Указом он закрыл Семипалатинский ядерный полигон. Это важнейшее решение явилось беспрецендентным шагом, непосредственно повлиявшим на значительное снижение рисков применения ядерного оружия для всего человечества. Для казахстанцев закрытие полигона стало историческим шагом проявления политической воли и мудрости, символом будущего мирного развития страны. Позволю напомнить читателям, что Нурсултан Абишевич осознанно и системно шел к этой цели. Мы хорошо знаем о вкладе общественного движения «Невада-Семей» в борьбу за закрытие полигона, об этом много сказано и написано. И это справедливо. Но важно и то, что решение о создании движения «Невада-Семей» было принято 28 февраля 1989 года, а уже 1 марта Председатель Совета Министров Казахской ССР Н.А. Назарбаев создает республиканскую комиссию по наблюдению за состоянием экологической обстановки в Семипалатинской области с участием госорганов, экспертов, медиков. Члены комиссии, изучив ситуацию, рекомендовали на первом этапе резко сократить, а в конечном итоге –прекратить испытания на полигоне. Обратите внимание – СССР еще существует как глобальная ядерная держава, ЦК КПСС и мощный военно-промышленный комплекс обладают огромным политическим и административным ресурсом! От имени власти и без оглядки на тогдашнее партийное руководство именно Назарбаев взял на себя ответственность за решение вопроса о закрытии испытательного полигона, и в этом его поддержали общественность и простые люди.

– А когда было последнее испытание на ядерном полигоне?

– 30 мая 1989 года Нурсултан Абишевич озвучивает этот вопрос о закрытии полигона с трибуны съезда народных депутатов СССР, 9 июня Политбюро ЦК КПСС рассмотрело вопрос «Об обстановке в Казахской ССР в связи с подземными ядерными взрывами на Семипалатинском ядерном полигоне». Однако 19 октября 1989 года был произведен еще один взрыв. Верховный Совет Казахской ССР принял резолюцию о пагубных воздействиях испытаний на здоровье населения и обращение к Верховному Совету и Совету Министров СССР с требованием закрыть полигон. Союзный Совмин предложил руководству Казахстана закрыть полигон с 1 января 1993 года с проведением в 1990-1992 годах по девять ядерных взрывов. В ответ на это по сути ультимативное предложение первая сессия XII созыва Верховного Совета Казахской ССР в мае 1990 года под председательством Нурсултана Абишевича требует от правительства СССР прекратить испытания. В эти годы состоялись различные международные форумы и акции против ядерных взрывов. И, наконец, 29 августа 1991 года Елбасы принял историческое решение вернув мир и спокойствие на родину великого Абая.

– Закрытие полигона, с одной стороны, поставило точку в проведении ядерных испытаний, но, с другой стороны, надо понимать, что полигон – это же не просто какое-то обширное пространство?

– Конечно, фактически речь идет о крупнейшем военном объекте с весьма сложной и насыщенной инфраструктурой. Выступая в 1992 году с трибуны ООН, Елбасы подчеркнул, что нужны колоссальные средства для оздоровления региона, лечения пострадавших. Но это только одна сторона вопроса, вторая и, пожалуй, не менее сложная – это наличие огромного количества ядерных боеголовок и средств их доставки, межконтинентальные баллистические ракеты и стратегическая авиация, четвертый арсенал в мире.

Решение об отказе от обладания таким мощным потенциалом потребовало политического мужества и стало одним из первых серьезных испытаний для молодой казахстанской дипломатии. Однако воля и убежденность казахстанского лидера, его талант межличностных коммуникаций, умение выстраивать переговоры с главами мировых держав в неразрывном сочетании глобальной повестки и интересов своего народа привели к успеху и на этом направлении. По образному высказыванию Нурсултана Абишевича, «впервые в мировой истории весомым аргументом во внешнеполитическом диалоге стало не ядерное оружие, а отказ от него».

Верховный Совет Республики Казахстан 13 декабря 1993 года ратифицировал Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). В течение 1993-1995 годов были вывезены высокообогащенный уран, ядерное оружие, ликвидированы шахтные пусковые установки, главами Казахстана, России, США и Великобритании подписан Меморандум о гарантиях безопасности странам, присоединившимся к ДНЯО.

– В мире хранится 15 тысяч единиц ядерного оружия, а сотни из них могут быть приведены в действие в течение считанных минут. Вдобавок ситуация усугубляется увеличением конфликтного потенциала в международных отношениях и обострением финансово-экономических противоречий. Какую угрозу, учитывая все это, несет для мира ядерное вооружение и почему так важно не допустить его распространения?

– Вопрос весьма актуален. К сожалению, доверие и диалог в современных международных отношениях уступают место повышенным тонам, взаимовыгодное экономическое сотрудничество осложняется санкциями и «торговыми войнами», не всегда удается достичь консенсуса на глобальных рынках углеводородного сырья. Все это вкупе с колоссальным негативным воздействием пандемии коронавируса усиливает общий неблагоприятный фон.

Ядерное оружие само по себе – штука опасная, но еще опаснее ослабление международных механизмов контроля за ним, размывание договорной базы. Приведу один пример – приостановлено действие Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД). По мнению экспертов, это ставит под угрозу соблюдение норм договора о сокращении стратегических наступательных вооружений. В различных точках планеты не утихают конфликты, в некоторые из них вовлечены государства, обладающие ядерным оружием.

Возобновление «гонки за лидерство» приведет к значительным финансовым затратам, новые технологии и вооружения будут активно продвигаться представителями военно-промышленного комплекса на земле, воде, в воздухе и космосе. Таким образом, задача поддержания усилий по сохранению мира в интересах доверия и устойчивого развития не теряет своей актуальности.

– Какова на сегодня договорно-правовая база по нераспространению ядерного оружия, какие документы инициированы Казахстаном и что они гарантируют?

– Международная договорно-правовая база по данной проблематике весьма обширна.  Наша страна во главе с Первым Президентом внесла и продолжает вносить существенный вклад в ее пополнение и расширение. Даже простое перечисление займет немалую газетную площадь, поэтому позвольте упомянуть наиболее значимые.

В 1996 году Казахстан подписал и впоследствии ратифицировал Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). По инициативе Елбасы 8 сентября 2006 года главами братских государств в Семее был подписан Договор о создании в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия.

В 2009 году Генеральная Ассамблея ООН единогласно поддержала предложение Нурсултана Назарбаева об объявлении 29 августа Международным днем действий против ядерных испытаний.

Высокая трибуна ООН эффективно используется руководством страны для продвижения важнейших инициатив в сфере разоружения, в том числе в рамках непостоянного членства Казахстана в Совете Безопасности.

В 2015 году Генеральная Ассамблея приняла Всеобщую декларацию по достижению мира, свободного от ядерного оружия, в Астане было подписано соглашение между Казахстаном и МАГАТЭ о создании в Казахстане банка низкообогащенного урана, и именно 29 августа 2017 года состоялась церемония открытия этого объекта. Елбасы принимал активное участие в работе глобальных саммитов по ядерной безопасности.

И 3 июля 2019 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Кемелевич Токаев подписал Указ о ратификации Договора о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО).

Наша страна по праву является одним из лидеров глобального антиядерного движения.

– Мухтар Тилдабекович, сейчас, наверное, уже невозможно представить, каким бы был Казахстан без закрытия испытательного полигона, антиядерных инициатив Первого Президента Казахстана – Елбасы Нурсултана Назарбаева. Казахстанцы не перестают благодарить его за это, ведь, помимо каких-то стратегических решений, за всем этим стоит забота о будущих поколениях. То есть это не только мир во всем мире, но это и судьбы сотен тысяч людей. К тому же всем пострадавшим от испытаний государство оказывает поддержку.

– Если вернуться к историческому решению 1991 года о закрытии Семипалатинского ядерного полигона, то рекомендую обратить внимание на все содержание данного документа. Первый пункт знают все, но далее дается ряд конкретных поручений. Во-первых, преобразовать испытательный полигон в научно-исследовательский центр, и, во-вторых, – о принятии мер по социально-экономическому развитию региона, социальной защите и улучшению условий жизни и медицинского обслуживания населения. Как мы помним, вскоре Советский Союз прекратит свое существование и бремя значительных расходов ляжет на плечи молодого, но суверенного Казахстана.

В Казахстане в настоящее время действует Закон «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне», который устанавливает статус граждан и классификацию территорий, пострадавших от воздействия многолетних ядерных взрывов, определяет виды компенсаций и льгот.

Наряду с этим, в апреле текущего года группа депутатов Мажилиса обратилась с запросом в Правительство по поводу текущей ситуации с реализацией норм социальной поддержки населения. На контроле наших коллег находятся вопросы возврата в хозяйственный оборот реабилитированных земель.

Закрытие полигона и отказ от ядерного оружия имеют принципиально важное значение в политическом и экономическом плане. Без этих решений Елбасы не было бы современного уровня признания и уважения Казахстана на международной арене. Как не было бы и многомиллиардных зарубежных инвестиций, совместных инновационных проектов в самых различных сферах экономики. Вместо строительства нового, динамичного, современного Казахстана средства бюджета уходили бы на поддержание стареющей и ненасытной инфраструктуры оружия массового уничтожения, чуждого самой человеческой природе.

Первый Президент Казахстана – Елбасы сделал исторически оправданный выбор, исходя их того, что главные козыри Казахстана – это «не внушительные запасы оружия массового поражения, а открытость, миролюбие, здравомыслие и моральный авторитет».

Новости партнеров