Как Казахстан намерен развивать "Хоргос" - главный таможенный пункт

Национальная компания «Қазақстан темір жолы» организовала пресс-тур для казахстанских и зарубежных масс-медиа с целью ознакомления с деятельностью железнодорожной станции «Алтынколь» и СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота».
Талгат Исенов

Cтанции «Алтынколь» и СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота» - это ключевые экономические объекты казахстанско-китайского сотрудничества, направленные на реализацию глобальной инициативы КНР «Один пояс, один путь» и развитие транспортного потенциала нашей страны.

«Золотое озеро»

…До места назначения мы едем по первоклассной автомобильной дороге, которая также была проложена в рамках проекта «Западная Европа-Западный Китай». Иностранные коллеги, как и следовало ожидать, удивляются протяженности казахской степи и сразу же нацеливают объективы своих камер на «экзотику»: пасущийся скот, всадников, национальные блюда из придорожного кафе. Чрезвычайно активны китайские журналисты, интересу и наблюдательности которых позавидуют и сотрудники разведки…

Открытая в 2012 году станция «Алтынколь» является вторым казахстанско-китайским ж/д переходом. Через него проходит грузопоток из Китая в Европу, страны Персидского залива, Центральной Азии, Кавказа.

Особое внимание уделяется отправлению контейнерных поездов. Так, в 2018 году было отправлено 916 контейнерных поездов, в первом квартале 2019 года – более 180 назначением на Германию, Польшу, Беларусь, Россию, Узбекистан, Афганистан, Иран.

Расширение экономических связей между РК и КНР позволило не только увеличить объемы перевозок, но и сократить время на обработку составов. По словам главного инженера станции Максата Мамбеткулова, на станции создана современная инфраструктура и внедрены передовые технологии для ускоренного осмотра и пропуска вагонов.

– Если в 2013-2014 годах на то, чтобы обработать состав, у нас уходило 10-12 часов, то сейчас мы это делаем за 3 часа 55 минут. Это удалось не только за счет современных технологий, но и благодаря лучшему информационному обеспечению с китайской стороны. Каждые сутки станция принимает до 12 поездов из Китая. Оттуда идут товары народного потребления, мы же отправляем туда в основном сталь, зерно, масло, пиломатериалы, – отметил Мамбеткулов.

Для обслуживания станции было создано 3 000 новых рабочих мест (казахстанские кадры). Все они обеспечены жильем.

«Алтынколь» является промежуточным пунктом и для пассажирских поездов, которые курсируют в направлении Алматы-Урумчи.

Самолетом, поездом, машиной

Железные дороги в СНГ и Китае отличаются по ширине колеи, и потому разгрузка с одного состава и погрузка на другой проходят на территории сухого порта Специальной экономической зоны «Хоргос-Восточные ворота». Это ключевой элемент СЭЗ, сюда заходят сразу шесть железнодорожных веток – по три из каждой страны. Грузооборот растет с каждым годом, с 2016-го он увеличился в 2,5 раза.

Крупнейший в Центральной Азии сухой порт одновременно может вместить 18 000 ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент) и позиционируется как стратегический логистический хаб, который призван придать импульс развитию транзитно-транспортного потенциала Казахстана. В будущем рядом с СЭЗ планируется строительство международного грузо-пассажирского аэропорта, что позволит доставлять товары и самолетом, и поездом, и машиной.

Главный операционный директор управляющей компании СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота» Хишам Бельмаши во время презентации инвестиционных проектов несколько раз акцентировал внимание на сроках доставки.

– Есть три основных способа транспортировки грузов – авиа-, наземный, и морской. От восточного побережья Китая, где сосредоточено основное производство, морским путем в Западную Европу товары будут идти 45 дней. Долго, но дешево. Самолетом – быстрее, однако очень дорого. Наземный путь, в частности, железнодорожный – это та самая «золотая середина». Время следования товарных поездов от Ляньюнганя до Алтынколя составляет 5 дней и оттуда до Дуйсбурга еще 10. Это в три раза быстрее водного сообщения и гораздо дешевле воздушного, – отметил Хишами.

Он подчеркнул, что СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота» позволяет в полной мере содействовать формированию экономического пояса «Нового Шелкового пути», предлагая альтернативное решение для ускоренной доставки грузов из Китая конечному потребителю.

– Это перспективный дистрибуционный центр в первую очередь для стран Таможенного союза и дальнейшего экспорта на рынки Европы, Китая, Центральной Азии, Турции и стран Персидского залива. Зарегистрированными участниками СЭЗ являются 83 компании, из них 27 приступили к реализации инвестиционных проектов, – заявил главный операционный директор.

Небоскребы посреди степи

Заключительным пунктом нашего турне стал сам Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос», в котором граждане Казахстана, КНР и других стран, не оформляя виз, могут находиться в течение 30 дней.

Здесь можно приобрести до 25 кг беспошлинных товаров в одни руки. Там, где раньше были лишь контрольно-следовые полосы, сейчас возник целый город с многочисленными торговыми домами, офисными зданиями, центрами развлечений и даже колесом обозрения. Основная часть всего этого «челночного рая» находится на китайской стороне, где можно по бросовой цене (в 2-3 раза ниже, чем в Алматы и других городах РК) приобрести практически все ТНП, что производит главная мировая фабрика: одежду, мебель, игрушки, продукты питания, алкогольные и табачные изделия и т.д., и т.п.

За этим в основном и едут в город посреди степи (здесь переход от казахстанской сельской местности в край китайских небоскребов очень резкий) наши граждане.

Соседей же этим, естественно, не удивишь, из «обычных» товаров большим спросов среди китайцев, по наблюдениям автора данных строк, пока что пользуется лишь отечественное мороженое. Тем не менее наблюдается постоянное увеличение количества посетителей, с 2015-го по 2018 год с казахстанской стороны МЦПС посетило более 3,5 млн туристов, с китайской – свыше 10 млн.



Однако в планах президента МЦПС «Хоргос» Кахармана Джазина – ежегодно привлекать не менее 10 млн китайских туристов. И для этого казахстанская сторона намерена значительно улучшить инфраструктуру развлечений.

– Когда я был в Париже, то обратил внимание на то, что значительное количество посетителей знаменитого кабаре «Мулен Руж» составляют туристы из КНР. И у нас уже есть предварительная договоренность с послом Франции в Казахстане о выездных выступлениях артистов «Мулен Руж» на «Хоргосе», – рассказал президент «Хоргоса», отвечая на вопрос корреспондента ЛИТЕРа.

В любом случае, подчеркнул он, проект «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» можно считать состоявшимся.

Новости партнеров