Более 130 субъектов бизнеса стали участниками пилотного проекта «Ashyq». Приложение «Ashyq» интегрировано в Казахстане с 22 января этого года с платформой «Infokazakhstan.kz», на которой можно подать заявку на участие и получить QR код. Подробностями об этом проекте и о том, как он помогает предпринимателям возобновить работу в условиях карантина, а заодно и обеспечить безопасность казахстанцев, поделились спикеры на площадке Службы центральных коммуникаций при Президенте РК.
Заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Нариман Абильшаиков рассказал, что пилотный проект «Ashyq» позволяет узнать, есть ли у человека симптомы заболевания или противопоказания к посещению общественных мест, которые относятся к бизнес-среде.
– В пилотном режиме Алматы и Нур-Султан начали работу с января, а неделю спустя к ним присоединилась Караганда. Всего по Казахстану в проекте принимают участие более 130 субъектов. Около 20 тысяч регистраций уже проведено на данной платформе, – проинформировал спикер.
По данным Наримана Абильшаикова, пилот зарекомендовал себя в странах Юго-Восточной Азии.
– Сегодня крупные авиаперевозчики тоже разработали платформу типа «TravelPass», где также используется QR-система. Думаю, это самый оптимальный и удобный сегодня вариант, – считает спикер.
А директор департамента цифровых решений Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Бекболат Молдабеков заверил, что деньги из бюджета не были затрачены на разработку мобильного приложения «Ashyq».
– Это была инициатива бизнеса, – сказал он.
Нариман Абильшаиков добавил, что казахстанские компании разработали систему «ИнфоКазахстан» и приложение «Ashyq».
– Если в этом приложении у посетителя отобразится желтый или красный статус, предприниматели должны оповестить территориальные департаменты санитарной службы, – рассказал руководитель управления цифровизации Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Саян Абдишев.
С его слов, данные в приложении обновляются каждые 20 минут. В системе идет проверка. Если у клиента был выявлен коронавирус, а в процессе лечения он не сдавал тест повторно, соответственно, на зеленый статус данные не обновятся.
– В этой ситуации посетителей никто не принуждает сидеть в зале ожидания. Они могут уйти домой. Но при этом надо учитывать, что в отношении инфицированных и контактных лиц есть административная ответственность, – пояснил Саян Абдишев.
По его данным, ИИН и фамилия посетителя фиксируются в системе Министерства здравоохранения.
– Данные сервера находятся у Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана. Доступ посетителей к приложению видит Министерство здравоохранения со стороны своих информационных систем, – пояснил руководитель управления цифровизации Комитета санитарно-эпидемиологического контроля.
А как заверил IT-архитектор Центра устойчивого развития столицы, эксперт в области цифровизации Виталий Пустовойтенко, приложение никакие данные не собирает.
– Это можно проверить непосредственно в настройках. На портале ИнфоКазахстан QR-код выдается субъекту на каждый вход или выход. У нас есть бизнес-субъекты, которые имеют большие территории, несколько входов. Клиент регистрируется в системе, распечатывает два QR-кода: один – на вход, второй – на выход, – сказал Виталий Пустовойтенко.
По его словам, сотрудник заведения видит только статус, который показывает ему посетитель. На этом статусе тоже отображается ИИН, потому что человек вводит свой ИИН и проверяет, нет ли у него положительного результата или не является ли он контактным.
– Эти данные он предъявляет сотруднику заведения. Но вводит их посетитель самостоятельно. Если человек пришел в заведение без телефона, он дает согласие на обработку своих персональных данных, потому что данные вводятся в систему, затем проверяют, болеет человек коронавирусом или нет, – сказал Виталий Пустовойтенко
– Эта электронная проверка позволяет убрать риски, подделки тестов. Имеется централизованная база данных, там проводится проверка, – добавил эксперт в области цифровизации.
Что касается того, будет ли это мобильное приложение ограничивать людей в свободном передвижении, Саян Абдишев пояснил, что данная система не ограничивает людей по передвижению.
– Только надо иметь в виду, что по постановлению № 67 главного санитарного врача имеются «больной» и «контактный». К примеру, в данной системе присваивается статус. Когда заходишь в объект, сканируешь QR-код. У посетителя в мобильном приложении выходят индикаторы. Красный означает статус «больного», желтый – «контактного», зеленый статус означает отсутствие в базе контактных, а синий статус означает то, что ПЦР-исследование не проводилось, – добавил руководитель управления цифровизации Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Саян Абдишев.