Казахстанские авиакомпании могут обанкротиться и начать сокращать людей. Об этом стало известно в ходе обсуждения текущей ситуации в транспорте в период пандемии и карантина на площадке НПП «Атамекен», передает Liter.kz.
В связи с объявлением Всемирной организацией здравоохранения пандемии по коронавирусу COVID-2019 и введением Президентом РК чрезвычайного положения с 22 марта 2020 года согласно решениям Межведомственной комиссии, приостановлены и сокращены международные и внутренние рейсы в/из городов Нур-Султан и Алматы.
По словам исполнительного директора АО «Международный аэропорт Нур-Султан Назарбаев» Даулета Хамзина из-за отмены авиасообщений и снижения пассажиропотока, авиакомпании теряют свою финансовую устойчивость, ведь они возвращают пассажирам стоимость билетов, а в связи с остановкой рейсов и закрытием терминалов практически сведены к нулю доходы от неавиационной деятельности аэропортов (аренда, реклама – прим.ред.)
«Доходы как авиакомпаний, так и аэропортов, снизились практически на 95-97%. Некоторые региональные аэропорты вообще остались без доходов. Доходы, связанные с неавиационной деятельностью, также в связи с закрытием терминалов аэропортов практически были сведены к нулю. В такой ситуации ясно, что авиапредприятия республики не смогут самостоятельно преодолеть такой кризис и необходимы меры государственной поддержки, чтобы восстановить отрасль после снятия карантинных мероприятий», - сказал он.
Он подчеркнул, что на данный момент осуществляются только транзитные, грузовые и ряд гуманитарных рейсов, то есть которые выполняются по особым разрешениям.
По словам Хамзина, аивакомпаниям и аэропортам Казахстана необходима поддержка. Они касаются как освобождения, так и предоставления отсрочки уплаты налогов по разным видам налогов, начиная с налога на имущество, налог на транспорт, налог на землю, платы за использование государственных объектов.
Если не принять меры, то в ближайшей перспективе, наряду с падением доходов, отрасль столкнется с риском возникновения неплатежей, угрозой вынужденных масштабных сокращений производственного персонала, риска банкротства ввиду невозможности выплаты заработной платы, налогов и обслуживания задолженности по кредитным соглашениям.