Количество автобусных маршрутов сократили до областного центра.
В Северо-Казахстанской области по сравнению с январем 2022 года сократилось количество автобусных маршрутов. Жители пригородных сел, расположенных в радиусе 50 км, добираются до областного центра на такси, передает Liter.kz.
В социальных сетях жители, прилегающих к Петропавловску сел, жалуются на прекращение регулярного автобусного сообщения. Больше всего жалоб от жителей города Мамлютка с населением порядка шести тысяч человек. Дело в том, что многие мамлютчане ежедневно ездят в областной центр на работу или учебу, а вечером возвращаются домой. Но в этом году перевозчики стали нарушать график, а потом и вовсе прекратили возить пассажиров.
На заседании тарифной комиссии в акимате Петропавловска индивидуальный предприниматель назвал причину остановки перевозок по маршруту Мамлютка – Петропавловск – Мамлютка. По словам бизнесмена, он распродал половину своего автопарка, который некогда составлял 15 машин, чтобы купить запчасти для ремонта оставшихся автобусов.
Я уже должен доброй половине магазинов автозапчастей Петропавловска. По улицам не могу ходить спокойно, – возмущается бизнесмен.
На рассмотрение членов комиссии, в которую входят представители общественности, пассажироперевозчики, обслуживающие пригородные маршруты, представили расчеты своих расходов на горюче-смазочные материалы, ремонт и техобслуживание машин, зарплату водителей и прочие траты. В свете резкого роста цен на все, по словам перевозчиков, они уже не могут свести дебет с кредитом и просто “вылетают в трубу”
К слову, по данным управления пассажирского транспорта СКО, с января 2023 года из 11 пригородных маршрутов, соединяющих села с областным центром, регулярно работает только три.
Мне ежедневно нужно возить ребенка на реабилитацию в больницу в Петропавловск. Когда ездила на автобусе, уходило 540 тенге за поездку. А на индрайвере уходит 1 500, иногда и две тысячи тенге. Я в безвыходном положении, за неделю выходит 12 тысяч тенге вместо трех тысяч. Это просто неподъемные суммы, – возмущается жительница Мамлютки.
Местные власти признают наличие проблемы и разделяют озабоченность населения, поскольку ежедневно ездить в Петропавловск на такси людям просто не по карману.
Но и перевозчиков понять можно, – признают чиновники. Поскольку тарифы на проезд в общественном транспорте, в отличие от цен на бензин, запчасти, которые растут как на дрожжах, не повышались аж с 2017 года.
Жители села Якорь Кызылжарского района, чтобы сохранить регулярное автобусное сообщение с Петропавловском, где многие из сельчан работают и учатся, пошли на уступки местному бизнесмену. Он предложил безо всякого решения “сверху” поднять цену на проезд в автобусе на 50 тенге.
Чтобы сохранить маршрут, люди договорились повысить оплату за проезд, как предложил перевозчик. В город ездить все равно нужно, да и плата, в общем, недорогая. Был тариф 200 тенге, стал 250 с человека. Предприниматель возит по графику, начиная с 6 часов утра до 20 часов. Автобусы ездят каждый час. Клиентуру он уже наработал. Утром автобус уезжает полный. Заполняется он также в обед и вечером, когда люди возвращаются домой с работы или учебы. Всем удобно, вышел на дорогу и знаешь, что автобус будет, – рассказал аким села Якорь Валерий Тихий.
О том, что увеличение тарифа и субсидирование социально значимых маршрутов помогут решить накопившиеся проблемы, пассажироперевозчики говорят с прошлого года. Согласны с этим и местные власти.
По данным управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог СКО, если в январе прошлого года в регионе действовало 129 автобусных маршрутов, то в январе 2023 года их осталось 123. Судя по приведенным выше цифрам, которые предоставило ведомство, резко сократилось число именно пригородных маршрутов.
К тому же, согласно статистике, наметилась нехорошая тенденция: начиная с 2019 года постоянно сокращается число межобластных маршрутов. Если в 2019 году таковых было 29, то в 2022-м – всего четыре. Правда, в 2023 году численность таких маршрутов была увеличена до восьми. Число внутриобластных маршрутов также сократилось с 77 – в 2019 году до 54 – в 2022–2023 годах.
Снижение численности обслуживаемых маршрутов местные исполнительные органы объясняют введением карантинных ограничений в 2020 году, после чего многие маршруты, в особенности межобластные, так и не смогли восстановить рентабельность. Этому способствовали во многом нелегальные перевозчики, которые поспешили занять освободившуюся во время карантина нишу.
На сегодня, по данным областного управления пассажирского транспорта, регулярное автобусное сообщение имеет немногим более 83% населения региона. Всего 369 сел из 443 с населением свыше 100 человек. Жители оставшихся 74 небольших сельских населенных пунктов передвигаются на попутках, а порой и пешком, о чем свидетельствуют сводки департамента по ЧС. Ведь при острой необходимости сельчане отправляются в путь даже в метель и мороз, и не всегда спасателям удается найти заблудившихся в степи путников живыми.
Осуществление регулярных перевозок в неохваченные населенные пункты затруднено ввиду нерентабельности маршрутов. Это связано с удорожанием горюче-смазочных материалов, запасных частей и низким тарифом на проезд, – пояснил руководитель отдела управления пассажирского транспорта Канат Баркитов.
В 2023 году планируется субсидировать 19 городских и 46 внутриобластных маршрутов. На эти цели из бюджета выделены средства в размере 2 млрд 179 млн тенге.
Данная мера позволила увеличить охват жителей области доступными регулярными автобусными маршрутами, а также будет способствовать обновлению подвижного состава. Количество обновленного подвижного состава по внутриобластным маршрутам составило 13 автобусов. В рамках комплекса мер по развитию городских пассажирских перевозок на автомобильном транспорте в 2021 году через СПК “Солтустік” приобретено 100 единиц новых автобусов марки Yutong. В целом техническое состояние автобусного парка региона оценивается как хорошее, – говорит Канат Баркитов.
Вопрос повышения тарифов намечается рассмотреть после 19 марта. Местные власти предлагают перевозчикам потерпеть и собирать документы для подтверждения затрат. Повышение платы за проезд – все-таки мера непопулярная, поэтому тарифная комиссия будет считать каждую тиынку.
Зауре Жумалиева, Петропавловск