Автоматизируются процессы обслуживания и ремонта объектов инфраструктуры железной дороги

Магистраль раздвигает горизонты.
Редакция "Литер"

«Государством в государстве» железные дороги когда-то прозвали из-за большой разветвленности и большой социальной инфраструктуры. После реструктуризации непрофильные активы были выведены из огромного железнодорожного хозяйства. Но, по-прежнему, железная дорога, опоясывая всю страну, остается системообразующей отраслью экономики страны. За содержание тысячи км путей в целости и исправности отвечает филиал АО «НК «ҚТЖ» – «Дирекция магистральной сети», которую можно назвать становым хребтом стальных магистралей. Управляющий директор по инфраструктуре – директор филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Дирекция магистральной сети» Бауыржан Урынбасаров как раз тот человек, у которого – на контроле каждый болтик, которым прикрепляется рельс к шпалам.

ЖЕЛЕЗНАЯ ДИСЦИПЛИНА В ЖЕЛЕЗНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

– В подчиненном вам большом железном хозяйстве: магистральные, станционные и специальные пути, раздельные пункты, станции, автоматизированные системы управления сортировочными устройствами… Наверное, очень сложно управлять всем этим?

– Главное на железной дороге – дисциплина и системность. Мы не имеем права на оплошность и банальное «не доглядели», потому что за всем этим стоят человеческие жизни.

В целом, железнодорожная инфраструктура состоит из хозяйств пути, сигнализации и связи, электроснабжения, вокзалов. За последние годы она расширилась за счет инфраструктурных проектов, связанных со строительством новых линий и с повышением транзитной привлекательности. Они позволили сформировать оптимальную конфигурацию железнодорожной сети.

– Кстати, в начале 2000-х годов эксплуатационная длина железных дорог Казахстана составляла более 13,6 тыс. км. Какова ее протяженность сегодня?

– Сейчас железнодорожная инфраструктура, состоящая из хозяйств пути, сигнализации и связи, электроснабжения, обслуживает 21 тыс. км развернутого пути. Из них электрифицированных – более 4 тыс. км (26%). В том числе более 10 тыс. единиц искусственных сооружений, из них более 3,5 тысячи мостов.

Объекты магистральной железнодорожной сети на региональном уровне обслуживают 26 филиалов, включая 96 дистанций. В них работают более 46 тысяч человек.

– Какое место среди стран СНГ Казахстан занимает по основным показателям технического оснащения железных дорог?

– Если оперировать показателями технического оснащения, то среди стран СНГ мы занимаем 3 место после ОАО «РЖД» (Россия) и АО «Укрзализныця» (Украина).

Вместе с тем, можно отметить, что по площади покрытия территории страны железнодорожными сетями показатели ОАО «РЖД» и АО НК «ҚТЖ» практически равны. В России на 1 кв. км площади страны приходится 0,005 км пути, в Казахстане на 1 кв. км площади страны – 0,006 км пути.

«Е-RAILWAYS»

– Компания «Қазақстан темір жолы» активно реализует программу «Цифровая трансформация». Какие проекты в рамках трансформации реализуются у вас?

– В нашем ведении – три проекта. Первый называется «Внедрение мобильных диагностических средств в рамках АСУ «Магистраль». То есть, во-первых, с мая 2019 года мы стараемся свести к минимуму «человеческий фактор» при выявлении рисков образования отступлений и дефектов. Диагностический блок путевого хозяйства развивается за счет пополнения шестью мобильными диагностическими комплексами. Они, отмечу, предназначены для комплексной диагностики железнодорожного пути и мониторинга состояния геометрии рельсовой колеи.

Три единицы мобильных диагностических средств заработали полгода назад. В этом месяце (феврале 2020 года) планируется проведение пусконаладочных работ остальных трех единиц. Такая диагностика позволяет увидеть и понять причину происходящих в пути изменений под влиянием проходящих поездов, климатических и других факторов. И оценить эти изменения качественно и количественно, чтобы принимать решения о том, когда и в каком объеме необходимы работы по содержанию и ремонту пути. В свою очередь, это напрямую влияет на улучшение обеспечения безопасности движения поездов.

Во-вторых, в рамках проекта «Центр управления движением поездов» внедрена микропроцессорная диспетчерская централизация (МП АСДЦ) на участках Уральского отделения дороги и Илецкого железнодорожного узла (38 раздельных пунктов). На смену физически изношенным и морально устаревшим системам ДЦ пришли современные микропроцессорные устройства собственной разработки. Это позволит осуществлять централизованный контроль состояния подвижного состава, сбор, обработку информации значительно быстрее.

В-третьих, в 2019 году введена в опытную эксплуатацию АСУ «ТОиР» в пределах границы Павлодарского отделения магистральной сети. Она нужна для того, чтобы создать и внедрить автоматизированную систему управления содержанием объектов эксплуатационной инфраструктуры МЖС. Это позволит сделать техническое обслуживание и ремонт объектов инфраструктуры АО «НК «ҚТЖ» непрерывным, сократить затраты на техническое обслуживание и ремонт, повысить прозрачность и эффективность деятельности.

– В конце декабря прошлого года Правительством РК утверждена Госпрограмма инфраструктурного развития на 2020-2025 годы. Какие основные направления развития железнодорожной инфраструктуры отражены в ней?

– В нее включена модернизация участка «Достык-Актогай-Мойынты». Обойдется она в 213,2 млрд тенге. Начало реализации – в 2023 году. Это часть основного транзитного коридора «Китай-Европа» по территории Казахстана.

А пока мы наметили первоочередные мероприятия для ликвидации «узких» мест для обеспечения прогнозируемого объема до 2024 года за счет собственных средств АО «НК «ҚТЖ».

Кроме того, в рамках Государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы АО «НК «ҚТЖ» предусмотрена электрификация железнодорожного участка «Мойынты-Актогай» протяженностью 526,7 км общей стоимостью 162,9 млрд тенге с началом реализации в 2022 году.

«ЖЕЛЕЗКА» СИЛЬНА СВОЕЙ СОЦИАЛКОЙ

– Человеческий капитал, поддержка молодых специалистов… Эти социальные вопросы всегда актуальны. Как вы их развиваете?

– У нас сформирован стратегический и базовый кадровые резервы. Утвержден их план преемственности. Конечно же, мы всегда делаем ставку на молодежь. Ее у нас больше 13 тысяч человек. Учитывая производственную направленность ЦЖС, мы ежегодно восполняем потребность в молодых специалистах, набирая выпускников КазАТК им. М. Тынышпаева.

Молодым специалистам – железнодорожникам, прибывшим на работу на станции 3, 4, 5 классов, обгонные пункты и разъезды, оказывается материальная помощь на обустройство и в течение первых двух лет работы предусмотрены надбавки.

Ежегодно молодым семьям работников филиалов компании, признанным победителями конкурса «Мерейлі жас теміржол отбасы», на День молодежи оказывается материальная помощь.

Компания заботится о своих пенсионерах, их у нас более 15 тысяч. Наши работники и пенсионеры ежегодно поправляют свое здоровье в санаториях Казахстана. Не остаются без внимания и дети работников. В 2019 году более двух с половиной тысяч детей отдохнули летом в детских оздоровительных центрах Казахстана.

Новости партнеров