Бактыгуль Бурбаева: "Критически относиться к любой информации — это то, что поможет выжить среди фейков и кликбейта"

Редакция "Литер"

Сегодня каждый пользователь смартфона — это автор. Кто-то выставляет свои видео и тексты, кто-то — чужие. Непроверенное и недостоверное идет рядом с настоящими фактами. И весь этот поток информации с каждым днем растет с огромной скоростью, сравнимой со скоростью света. Информация сваливается на нас отовсюду, требуя мгновенной реакции и правильных решений, а неправильное принятие решений может повлиять даже на жизнь человека. Поэтому, как уверена наш спикер, известный журналист, медиатренер, руководитель Общественного объединения "Казахстанская Медиа Сеть" Бактыгуль Бурбаева, текущая реальность требует нового типа мышления. Не линейного и однобокого, а рационального и критического.

— Бактыгуль Самудиновна, почему сегодня так важно научиться критически воспринимать информацию? 

— Я бы даже сказала, это не просто важно, а жизненно необходимо. Человеку XXI века нужно научиться различать нужную и ненужную информацию, фейки, а теперь и дипфейки, сообщения мошенников, манипуляторов. То есть он должен быть медиаграмотным! И все это начинается с критического восприятия. Задавайте вопросы к поступающей информации, от кому это выгодно до зачем мне это нужно. Так вы научитесь ваше время посвящать важному и нужному, а не "зависанию" в ленте, когда вы часами смотрите подряд короткие видео. 
Наш проект называется "Меняем вредные медиапривычки / 50 советов по медиаграмотности". Вы сами назовите, какие у вас медиапривычки есть? Например: читать ленту, если у вас в руке телефон. Или вы можете рассматривать котиков и собачек по несколько часов? Вы часами листаете ленту Инстаграм или ТикТока? Или вы, увидев "громкий заголовок", сразу переходите читать содержание? А может, прочитав информацию, сразу пересылаете ее друзьям и знакомым? С этими привычками надо бороться, как с курением. Методично, с помощью медиатренеров, если сами уже не справляетесь. 
Первое, что могу посоветовать, записывайтесь на тренинги. Второе, выбирайте источники информации, лучше всего читать новости на новостных сайтах, а не в паблике, который создал "Неизвестный дядя-тетя". Журналисты в силу требований профессиональных стандартов обязаны проверять информацию до ее публикации и в рамках медиаэтики стараться не нарушать этических принципов. 
Кстати, инициативной группой медиаэкспертов: покойного нашего друга и коллеги Михаила Дорофеева, а также Жулдыз Абдилда, Арманжан Байтасова и Каната Сахарьянова, я в том числе, внесены изменения в этический кодекс. Именно в связи с развитием интернета и социальных сетей, которые повлияли на развитие средств массовой информации и работу журналистов. Новый кодекс этики журналистов Казахстана называется "Базовые принципы медиа". Поэтому далее наша новая общественная организация взяла на себя работу среди журналистов, неустанно распространяя информацию о Базовых принципах медиа во всех регионах страны. И важно, чтобы об этических стандартах знали не только журналисты, но и все, кто создает медиаконтент, аудитория, то есть население. Тогда вы будете знать, что журналист должен быть на страже прав детей и жертв насилия, не публиковать непроверенную информацию, не пользоваться плагиатом, быть непредвзятым и так далее.
Мы призываем всех создателей контента взять на себя ответственность и придерживаться медиаэтики (Базовых принципов медиа). Это не только покажет ваше уважение к вашей аудитории, вы сами увидите, как качественно вырастут ваши проекты и программы. Если же вы увидели или прочитали информацию, которую считаете неэтичной, напишите нам, есть форма обращения по таким случаям на нашем сайте mediaprinciples.kz, и общественный комитет по саморегулированию медиа поможет разобраться в досудебном порядке. Ведь наша задача в том, чтобы общество было информировано профессиональной журналистикой.
Ну, а вы, как потребитель информации, должны определить для себя, что вам важно и нужно. Не тратьте время на развлекательный контент в рабочее время да и в выходные можно заняться гораздо более полезными вещами, например, поехать на природу, подышать свежим воздухом, походить, послушать любимую музыку, почитать книги. Кстати, именно чтение книг и написание сочинений и изложений c помощью ручки и карандаша становится детоксом от "клипового мышления". Сама "клиповость" связана с неглубоким или фрагментарным восприятием, которое ведет к невозможности сосредоточиться на выполнении своих обязанностей по работе или по дому. 

— Какие возможности сейчас есть в Казахстане, которые помогут всем нам повысить медиаграмотность, чтобы победить бесконечный поток фейков и пропаганды?

— Президентом страны 20 марта этого года подписана Информационная доктрина. Хотя она посвящена в большей степени вопросам информационной безопасности страны, но "ключ к решению" Глава государства видит в медиаграмотности населения. Ранее инициативными группами медиаэкспертов был разработан учебник по медиа и информационной грамотности, он был предложен профильному министерству. В 2022 году в учебной программе Министерство просвещения включило элективный курс "Глобальные компетенции", где есть только несколько тем по медиаграмотности. По мнению большинства медиаэкспертов страны, стране нужен новый обязательный школьный предмет по медиаграмотности! Это весьма важно для информационной безопасности страны, если точнее. Сегодня Правительство готовит пакет документов по реализации Информационной доктрины. Надеюсь, уделят внимание воспитанию и образованию и придадут предмету "Медиа и информационная грамотность" статус обязательного! Если наши граждане будут обладать навыками медиаграмотности, то и в целом информационное пространство страны будет более защищенным. 

— Как Вы считаете, почему так произошло, что казахстанцы стали столь подвержены разного рода манипуляциям, почему так часто мы становимся жертвами недостоверной информации?

— Это результат того, что все 30 лет развитие нашего общества шло "своим чередом". Почему мы удивляемся, что наше общество может расходиться в разные стороны, даже обсуждая события в другой стране? У нас потребительское общество, мы не производим сами, мы даже информацию привыкли потреблять извне. Если не обращать внимание на эту серьезную проблему, наши сограждане и дальше будут поддаваться на внешнюю пропаганду и становиться жертвами манипуляционных вбросов. Собственно журналистика, серьезная журналистика, расследовательская и аналитическая, могла бы дать не только пищу для размышлений, но и веру в справедливость в собственной стране. А тем, кто "шевелит" историю, я бы посоветовала перестать это делать. Потому что человечество должно двигаться вперед. Если сейчас накалить еще сильнее и без того горячее пространство, мы придем к точке невозврата. Манипуляция и пропаганда, фейки создаются легко, быстро распространяются и долго действуют. А противоядие от них — критическое мышление и другие элементы медиа и информационной грамотности. 

— Общественное объединение "Казахстанская Медиа Сеть", руководителем которого Вы являетесь, насколько нам известно, запустило серию тренингов по медиаграмотности. Расскажите, как принимают казахстанцы информацию, с которой вы делитесь, и есть ли положительные результаты?

— Не мы одни, много разных проектов занимаются медиаграмотностью. И наше общественное объединение тоже проделало огромную работу в данном направлении. И если раньше мы ограничивались лишь крупными городами, то сейчас у нас есть медиатренеры в каждом регионе, которые проводят тренинги на двух языках, начиная от медиаэтики. Мы предоставляем возможность всем желающим повышать свою информационную грамотность, кроме того, обучаем тренеров по медиаграмотности. Кстати, еще недавно наши тренинги в основном пользовались спросом у журналистов. Сейчас ситуация изменилась. В числе слушателей — представители самых разных сфер. Это и учителя, и менеджеры, и государственные служащие. И это здорово! Ведь медиаграмотными должны быть не только создатели медиапродукта, но и его потребители. В условиях новой информационной культуры это качество человека становится особенно важным. Критически относиться к любой информации — это тоже своего рода инстинкт самосохранения. Кстати, фейк, манипуляцию и пропаганду можно вычислить в потоке информации. Например, если прочитанное вызывает невероятно сильные эмоции, неважно, смех это, гнев, злость или сильное разочарование, нужно насторожиться. Сделайте паузу перед тем, как "переварить". Скорее всего, это фейк. Но именно в таких ситуациях люди чаще всего на эмоциях начинают делиться сообщением с родственниками, друзьями. На это и был расчет. 

— А как быть с соцсетями? Это, пожалуй, самое неуправляемое медиапространство, там каждый сам себе режиссер, писатель, журналист и блогер... Как же там остановить распространение недостоверной информации?

— Метод рубильника здесь точно не сработает. Здесь также важно продвигать этические правила. И, кстати, каждый пользователь может сделать многое, чтобы помочь остановить распространение фейков и дезинформации. Самое главное — убеждаться в том, что информация, которую вы собираетесь перепостить, точна и правдива, и тогда вокруг станет меньше ложной информации. Также важно сохранять критический взгляд на информацию, которую вы встречаете в сети, что позволит вам соблюдать так называемую информационную гигиену. Это, кстати, очень слабое место наших пользователей. И этим активно пользуются мошенники. Для них наши странички — отличный источник информации, ведь мы там публикуем все и обо всех. Некоторые даже билеты перед путешествием или командировкой умудряются разместить. А там ваши личные данные. Ваш адрес легко увидеть по геометкам, на фотографиях ваших видны подсказки, как найти вашу квартиру или дом. 
Нужно думать перед тем, как размещать фотографии детей, вы знаете, что кибербуллинг часто происходит именно с детьми школьного возраста. Нужно учиться самим и учить детей, как реагировать, чтобы не стать жертвой. Даже вполне безобидные снимки ваших детей могут быть использованы для других целей, кто-то может, скопировав их, поставить на свои сайты, эксплуатируя изображения ваших детей. Что в итоге скажется на их репутации, либо может стать поводом для буллинга. 
"Родители-блогеры", да и сами дети дают много "пищи" для мошенников. Нужно фильтровать ваши снимки и видео, особенно с детьми возле школ и садиков. Не указывайте номер вашей машины, если только вы не в рекламе снимаетесь, тоже ненужная информация для соцсетей. Не нужно размещать ваши откровенные снимки, которые в будущем могут быть использованы во вред репутации семьи. Не нужно писать посты в плохом настроении, вы можете пожалеть об этом завтра, а кто-то уже сохранил скрины. 
Одним словом нам еще предстоит многому научиться.
Оксана ЛЫСЕНКО, Алматы

ВРЕЗКА: Справочно
"Медиаобразование" — сравнительно молодое направление. Впервые этот термин был введен зарубежными педагогами в документах ЮНЕСКО. В 1973 году медиаобразование определялось как обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации. В настоящее время медиаобразование принято рассматривать прежде всего как процесс развития личности с помощью и на материалах медиа с целью формирования культуры общения с медиа, творческих коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, анализа и оценки медиатекстов. Во многих странах (Великобритания, Канада, Австралия, Франция и др.) существует сложившаяся система медиаобразования в средних и высших учебных организациях. В ряде стран медиаобразование интегрировано в школьные предметы, а в Австралии изучение его начинается в дошкольном возрасте! 

Новости партнеров