Регулирование предпринимательской деятельности "с чистого листа", а также автоматизацию системы государственного контроля и надзора обсудили на очередном заседании Республиканского совета по вопросам экономики, цифровизации и развития инноваций при партии AMANAT, передает Liter.kz.
По словам председателя Совета, депутата Мажилиса Екатерины Смышляевой, в течение последних двух лет правительством и Парламентом ведется подготовка законодательной базы для внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности.
Мы принимали много новых требований, которые чаще всего накладывались поверх устаревших советских норм. Кроме того, менять нужно было и сами подходы, в части оценки воздействия, обоснованности применения регуляторной силы. Закон о внедрении новой регуляторной политики был подписан в конце 2021 года. Это был только первый пакет, определяющий основные положения и принципы реформы, второй же пакет сейчас находится в Парламенте. В законопроекте помимо оптимизации бизнес-процессов и устранения барьеров, также предусмотрено внедрение новых форматов госконтроля и надзора. Снятие излишних регуляторных требований во всех отраслях — это задача, поставленная в предвыборной программе партии AMANAT, — отметила Екатерина Смышляева.
Депутат добавила, что совместно с экспертами НПП "Атамекен" уже подготовлен третий пакет поправок в законодательство для внедрения новой регуляторной политики. Он касается вопросов развития профессиональных саморегулируемых организаций (СРО).
Закон о внедрении регуляторной политики позволил усилить требования по безопасности потребителей, экологии, граждан и всего государства в целом. Об этом рассказал вице-министр национальной экономики Тимур Жаксылыков.
Действует принцип "1 in 2″, который предполагает отмену двух действующих требований при введении одного нового. Создан реестр обязательных требований в сфере предпринимательства, он ведётся в автоматизированном режиме с 1 января текущего года на платформе Smart Data Ukimet. В правительство был внесен пул поправок, направленных на совершенствование предпринимательской деятельности, который затем вошел в Закон по вопросам ведения бизнеса, — отметил он.
По словам вице-министра, новая регуляторная политика располагает пятью ключевыми инструментами. Это разрешительные и обязательные требования к бизнесу, госконтроль, информационные инструменты и СРО. Все требования были оптимизированы, лицензионные процессы упрощены, количество информационных инструментов сокращено в два раза.
В начале прошлого года глава государства на встрече с представителями отечественного бизнеса поручил завершить полную автоматизацию системы государственного контроля и надзора за субъектами бизнеса. Данная инициатива позволяет исключить человеческий фактор при проведении проверок. На сегодняшний день из имеющихся 96 сфер контроля автоматизации подлежат 71, 35 из которых были автоматизированы еще в прошлом году. Остальные 36 сфер планируется завершить в этом году на базе платформы Smart Data Ukimet, — поделился Тимур Жаксылыков.
Своими опасениями по поводу использования искусственного интеллекта и предложениями по обеспечению прозрачности в процессе проверок бизнеса поделился руководитель ОО "Лига профессиональных программистов" Евгений Максимов.
Большой ажиотаж в предпринимательской среде вызывает система управления рисками (СУР) одного из министерств, которая выставила почти всем предпринимателям высокую степень риска. И вот там как раз внедрен искусственный интеллект. На мой взгляд, алгоритм принятия решений необходимо перепроверять и делать его прозрачным. Однако на сегодня в СУР имеется закрытый критерий, что создает серую зону, в пределах которого появляются условия для коррупционных и других рисков со стороны проверяющих органов, — отметил Евгений Максимов.
В свою очередь, председатель комитета по вопросам развития саморегулирования НПП "Атамекен" Екатерина Никитинская, заявила, что если в текущей модели регуляторной политики государство осуществляет контроль за субъектами профессиональной и предпринимательской деятельности, то в новой модели государство контролирует только одну саморегулируемую организацию.
Сейчас ассоциации, претендующие на звание СРО, должны уже создать и утвердить с уполномоченным органом систему стандартов, однако де-факто в стране эта работа не проводится. В свою очередь, госорганы не должны сидеть и ждать, что СРО сами по себе появятся. Уполномоченный орган не работает с потенциальными ассоциациями, которые могут перерасти в СРО. Мы проводим только анализ регуляторного воздействия и готовности рынка, тогда как необходимо выстроить последовательную работу и программу действий хотя бы в среднесрочном периоде, а лучше в долгосрочном. Пусть уполномоченный орган распишет, что он будет делать ближайшие три года для развития саморегулируемых организаций в своей отрасли, — заключила спикер.
По итогам заседания члены Комитета приняли ряд рекомендаций и предложений для государственных органов. Так, необходимо принять во внимание риски широкого применения искусственного интеллекта при работе над соответствующим законопроектом по вопросам регулирования данных и цифровым кодексом, направить законопроект по вопросам развития профессиональных СРО на необходимые экспертизы. Вместе с тем, партийцы намерены провести отдельное заседание по вопросам качества цифровизации в части систем контроля и надзора, а также по вопросам внедрения экспериментальных правовых режимов.