В сфере казахстанского образования определился новый тренд. В стране открываются филиалы крупных зарубежных технических вузов, и акцент все явственнее делается на техническое образование. Как известно, экономику все больше стимулирует человеческий капитал, а не природные ресурсы, как это было раньше. Большой вклад в формирование нового тренда вносит Казахстанская Ассоциация инженерного образования KAZSEE, созданная в рамках реализации проекта Европейского союза, чтобы повысить качество инженерного образования в странах Центральной Азии (ЦА). Недавно KAZSEE прошла процедуру ребрендинга и действует уже под другой красивой аббревиатурой — САААЕ, и цели данной общественно-профессиональной организации масштабировались. Она теперь продолжает повышать качество инженерного образования и инженерной деятельности не только в Казахстане, но и во всем Центрально-Азиатском регионе.
Об основной идее проекта — более тесном взаимодействии между вузами региона и Евросоюза, повышении качества высшего образования, аккредитации образовательных программ с обеспечением им мирового признания, через синхронизацию стандартов KAZSEE и аккредитационных агентств стран ЦА с европейскими стандартами — газета "Литер" писала не раз.
Получится ли сделать казахстанцев нацией инженеров, конструкторов, агрономов и программистов? Именно такую амбициозную цель ставит перед нами Глава государства Касым-Жомарт Токаев! На эту тему мы решили поговорить с вице-президентом Центрально-Азиатской Ассоциации по аккредитации образования (САААЕ) Барлыком Шайкеновым.
"Как претворяется в жизнь президентская мечта"
— Нас всех не может не радовать зарождающийся новый тренд в образовании в сторону технического образования. Филиалы крупных зарубежных технических вузов начинают обучать молодых казахстанцев. Радует, что через несколько десятилетий мир услышит о казахстанских инженерах новой формации — евроинженерах и об их открытиях. Главное, чтобы этот тренд не затерялся и был подхвачен на высоком уровне...
— В Казахстане в последние десятилетия, увы, наблюдается сильнейший дефицит инженеров по различным специализациям. К тому же сегодня мало просто быть инженером с дипломом о высшем образовании. Помимо профессиональных знаний, современные инженеры должны непременно знать иностранные языки. То есть им необходимо владеть английским, немецким, французским, японским, китайским, корейским языками с техническим уклоном.
Все это следствие низкого качества обучения в многочисленных казахстанских университетах и академиях. Грамотных кадров нет не только среди инженерных специальностей, но и в других отраслях. Об этом часто говорится с различных трибун. Как-то так сложилось, что из стен наших альма-матер выпускаются очень много дипломированных специалистов. Но найти среди них квалифицированных — та еще задача. Но даже наличие диплома не гарантирует готовность специалиста. Сегодня разве что только ленивый не говорит о таком печальном тренде, как о переизбытке юристов и экономистов на казахстанском рынке труда. Но и среди них мало толковых специалистов!
И это вопрос тревожит руководство страны. Все страны мира переживают разные этапы модернизации системы высшего образования ввиду повсеместной глобализации и развития процессов интернационализации. Поэтому не случайно Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев во время выступления на Форуме ректоров казахско-немецких вузов в июне 2023 года рассказал о своей мечте: "У нас есть огромные возможности для укрепления наших связей во многих областях, включая науку и технологии. Действительно, у меня есть мечта превратить Казахстан в исследовательский хаб здесь, в Евразии".
Судя по инициативам, озвученным Главой государства, фокус сместился — вместо природных ресурсов экономику стимулирует теперь человеческий капитал, в стране формируется креативная индустрия. Именно эту мысль наш Президент проводит последовательно, ставя перед нами всеми амбициозные задачи, решить которые нам вполне по силам.
К примеру, на встрече со студентами и молодыми учеными в Алматы в ноябре 2023 года Касым-Жомарт Токаев заявил, что в Казахстане наблюдается большой интерес молодых людей к техническим специальностям: "Мы должны стать нацией инженеров, конструкторов, агрономов и программистов. В условиях стремительной научно-технической революции для устойчивого прогресса нам крайне важно обеспечить технологический суверенитет страны".
В решении этих задач немало важную роль играют аккредитационные агентства, в частности KAZSEE.
— Когда и для чего был создан KAZSEE? Можно ли сказать, что его основная миссия — претворить в жизнь президентскую мечту?
— Агентство под названием "Казахстанская Ассоциация инженерного образования KAZSEE" было зарегистрировано в Министерстве юстиции РК в 2012 году. Но это отнюдь не очередная частная лавочка, действующая под прикрытием громких лозунгов. Наша основная цель — претворить в жизнь проект Европейского союза 530326-TEMPUS-1-2012-1-IT-TEMPUS-SMGR "Качество инженерного образования в Центральной Азии" и повысить его качество в ЦА.
В интервью газете "Литер" президент KAZSEE, доктор технических наук Абдумуталип Абжаппаров рассказывал, как мы уже строим взаимодействие между вузами региона и Евросоюза, проводим аккредитацию образовательных программ для их последующего мирового признания, синхронизируя стандартов KAZSEE и аккредитационных агентств стран ЦА с европейскими стандартами.
Самое важное, что в этом трудоемком процессе разработки программ, стандартов и процедур аккредитации участвуют огромное количество партнеров и специалистов KAZSEE, вузов Казахстана, Узбекистана, Кыргызской Республики, Таджикистана, Италии, Бельгии, Германии, Португалии, Великобритании. Проще говоря, нами запущен огромный маховик, который в конечном итоге должен интегрировать инженеров ЦА с их европейскими коллегами. Для этого в 2015 году в таджикском городе Худжанд KAZSEE, по предложению партнеров из Европейского союза и при поддержке стран ЦА, подписали одноименное соглашение о совместной деятельности в области подготовки кадров, аккредитации и укрепления связей вузов стран ЦА и ЕС.
"Ребрендинг: KAZSEE стал САААЕ"
— В процессе подготовки первого интервью с президентом KAZSEE Абдумуталипом Абжаппаровым, я "утонула" в непонятных мне названиях организаций и иностранных аббревиатурах. Откуда появилась Центрально-Азиатская Ассоциация по аккредитации образования (САААЕ)? Какой вклад вносит данная ассоциация в обеспечение качества в высшем образовании?
— Наша общая миссия — дальнейшее развитие созданного единого Центрально-Азиатского пространства в сфере высшего образования. Для этого министры образования стран ЦА в городе Туркестане в 2021 году подписали туркестанскую декларацию "Центрально-Азиатское пространство высшего образования: региональное сотрудничество, национальные реформы". Чтобы проработать детали интеграции ЦА с ЕС, при поддержке Министерства науки и высшего образования РК, KAZSEE провела международную конференцию "Центральная Азия — Евросоюз: перспективные направления сотрудничества в области повышения качества подготовки специалистов". Читатели вашей газеты уже знают его участников: Европейская сеть по аккредитации инженерного образования (ENAEE), Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании (ENQA), Европейский реестр агентств по гарантии качества образования (EQAR), Обсерватория академического рейтинга и превосходства (IREG), Федерация инженеров Европы (Engineers Europe), вузов стран ЦА. Поверьте, я вам перечисляю их снова не из-за занудства, качества, свойственного людям науки и образования (смеется), а чтобы подчеркнуть высокий уровень того мероприятия.
В процессе встреч в рамках подготовки вышеназванной международной конференции Президент ENAEE Жозе Карлос Квадрадо в своем выступлении внес предложение о переименовании KAZSEE в САААЕ (Центрально-Азиатская Ассоциация по аккредитации образования). Почему? Он имел в виду, что нас связывает общая идеология создания аккредитационных агентств в странах ЦА с основным упором на агентство в Казахстане. Это деятельность по аккредитации, придание им устойчивости, взаимопомощь и тесная интеграция с дальнейшей синхронизацией со стандартами ENAEE и процедурами присвоения знака качества EUR-ACE. Данное предложение Президента ENAEE было активно поддержано представителями агентств стран ЦА и другими европейскими партнерами.
— То есть, исходя из логики, создание KAZSEE и его развитие было направлено на тесное взаимодействие между вузами региона и ЕС. Мы к этому еще вернемся... Но как сейчас обстоят дела?
— САААЕ успешно обеспечивает международное сотрудничество в сфере гарантии качества образования, формируя доверие к национальным образовательным системам, что способствует развитию академической мобильности и экспорту образовательных услуг. Широкая интеграция в мировое образовательное пространство и выход на внешний рынок образовательных услуг традиционно являются сильными сторонами САААЕ, обеспечивающими конвертируемость присваиваемых вузам квалификаций на центрально-азиатском рынке образовательных услуг. САААЕ является аккредитационным органом, имеющим право вручать Международный сертификат EUR-ACE Label, позволяющий работать в странах Европы без нострофикации.
Надеемся, что САААЕ, созданная Европейским союзом и вузами Казахстана, обладающая правом выдачи международного знака качества EUR-ACE Label, поспособствует повышению престижа инженерных специальностей и трудоустройству выпускников. Учитывая мировые тренды, пришло время создать на базе САААЕ, с участием Engineers Europe, Сертификационного центра для инженеров стран Центральной Азии. Тем более что министр науки и высшего образования Саясат Нурбек ставит задачу сертификации специалистов. Создавая единое центрально-азиатское пространство высшего образования, нам необходимо интегрировать процессы аккредитации и сертификации с международными стандартами.
Сегодня конкурентные преимущества САААЕ на европейском рынке образования подтверждены международным признанием. В продолжение политики САААЕ по повышению качества образования, мы прошли процедуры международной аккредитации в признанных международных сетях, агентствах и вошли соответствующие реестры.
— То есть решение о преобразовании KAZSEE в САААЕ было принято на международной конференции. Получается, что назрела необходимость поменять название KAZSEE на другое, связывающее страны региона? Можно сказать, что KAZSEE выросло из "коротких штанишек" и ей пора примерять одежду большего размера?
— Предложение Президента ENAEE было зафиксировано п. 9 Алматинского соглашения от 08.12.2023 года. Во исполнение данного решения KAZSEE провела ребрендинг и прошла перерегистрацию в Министерстве юстиции РК в январе этого года (№ 2094-1910-04-ОЮЛ от 18.01.2024 г.). Теперь KAZSEE действует под названием САААЕ ("Центрально-Азиатская Ассоциация по аккредитации образования") согласно действующим юридическим нормам РК.
Национальный центр развития высшего образования внес соответствующие изменения в Реестр признанных аккредитационных органов. Теперь мы проводим аккредитацию как САААЕ.
Европейские партнеры стран Евросоюза также внесли соответствующие изменения в реестры, и KAZSEE зарегистрировано как аккредитационное агенство САААЕ.
Тут уместным будет следующее уточнение. KAZSEE решением ENAEE была реаккредитована до 2029 года с правом присвоения международного сертификата знака качества EUR-ACE Label, являясь членом Engineers Europe, присваивает профессиональное звание EUR ING (евроинженер), что свидетельствует о его полной интеграции в Европейское пространство высшего образования.
В 2023 году KAZSEE прошла очередную национальную реаккредитацию в Казахстане на следующие пять лет, до 2028 года.
То есть согласно действующим юридическим нормам РК KAZSEE провела ребрендинг и прошла перерегистрацию в МЮ РК и стала САААЕ. Теперь она осуществляет как национальную, так и международную аккредитацию. По итогам аккредитации Центрально-Азиатская Ассоциация по аккредитации образования (САААЕ) выдает международный сертификат с регистрацией в международных реестрах. Это значит, что качество инженерного образования в Казахстане и странах Центральной Азии повышается семимильными шагами.
Сая Загипова, Астана