Недавно мне довелось побеседовать с одним талантливым киноактером — причем для меня он еще и хороший товарищ, вместе с которым мне посчастливилось поработать над несколькими картинами. В интервью газете "Литер" Бекзат Достанов рассказал о своем творческом пути, зарубежном опыте, а также порассуждал о современном отечественном кинорынке.
Бекзату Достанову 30 лет, младший ребенок в семье. До того как начать кинокарьеру, учился в Минске на журналиста. Сегодня Бекзат Достанов вполне гармонично совмещает обе эти деятельности. Себя он описывает просто: "Не женат. Холостой, счастливый. Живу в Астане".
"Ничего сложного"
— Кем вы себя видите в первую очередь?
— Наверное, мой юношеский максимализм уже исчез, по поводу "я буду только актером!" — нет, я вижу себя человеком, который дарит людям какие-то эмоции. Через кино, через новости, которые я пишу. Я просто считаю себя "эмоциональным фильтром". И моя задача — довести нужную эмоцию до человека.
— Когда вы задумались об актерской карьере впервые? Каким был этот день?
— Об актерской карьере я, наверное, задумался еще в далеком-далеком детстве. До пяти лет мы жили в пригороде Астаны, поселке Жалгызкудук, "единственный колодец" переводится. В те времена фильмы мы смотрели через "видик", у нас было много кассет. И вот однажды вечером мы с семьей смотрели какой-то фильм, уже не помню, то ли "Коммандос", то ли "Рэмбо" — но что-то такое со Шварценеггером. Смотрю на это и думаю: я же смогу так же! Ничего сложного, они там просто кричат и разговаривают — и это казалось мне прикольным. Почему они так могут, а я не могу? Мне было лет пять, именно тогда я впервые и задумался об этом. Но я сразу же себя успокаивал, думая, что это где-то там, в Америке, это, наверное, параллельная вселенная, с которой я никогда в жизни не пересекусь. И с этой мыслью я жил очень долго. После школы я поступил в колледж на юриста. После колледжа — на журналиста. То есть я глубоко похоронил мечту стать актером. И только после 2017 года, когда попал на курсы актерского мастерства, я понял — это возможно.
— Приходится ли вам испытывать волнение перед новой ролью и новым проектом — прям как в первый раз?
— Сложно вспомнить. Но, допустим, в кино волнение намного легче пережить, потому что это зависит от твоей подготовки. То есть, насколько хорошо ты подготовишься, проработаешь персонажа и прочее-прочее. И с этим тебе намного легче. Плюс ты еще заранее знаешь график, и какие сцены будут сниматься в первый съемочный день, чтобы заранее все продумать. Другой вопрос — театр. В 2020 году я несколько месяцев "послужил" театру Interius в Алматы. Успел выйти на сцену всего два раза, так как после случился карантин. Так вот, если говорить о волнении, то оно как раз-таки в театре: это совсем другой уровень. У меня было немного текста, всего один маленький абзац, но даже так я очень боялся "облажаться" на сцене. Вроде как все прошло хорошо. Режиссер осталась довольной.
"Уровень пятого класса"
— Расскажите поподробнее о театре. Как это было?
— Есть один потрясающий человек по имени Самрат Иржасов. Он тогда выступал в театре Interius. Это мой хороший друг, мой товарищ. И однажды он просто спросил: "Не хочешь ли поучаствовать в кастинге?". Что за вопрос? — Конечно, хочу! На тот момент я приехал в Алматы, на день рождения друга. И между делом отправился на этот самый кастинг. Прочитал стихотворение. Еще и танцевать пришлось! Танцевать я особо не умею, но коллектив был классный. Они поддержали меня и сразу же приняли к себе. Ну, пришлось переехать в Алматы. Первые полтора месяца у меня совсем не было ролей. Я просто ходил на репетиции, учил текст и работал над собой.
Затем состоялся первый спектакль "Песок в постели". У меня была небольшая роль Торнадо. Я просто выходил и зачитывал только один монолог. Но еще на репетициях наш художественный руководитель Разия Хасанова дала понять, что у меня уровень "пятого класса", и вместе мы проделали огромную работу над ошибками. Она вложила в меня целый багаж знаний и опыта в кратчайшие сроки. И вплоть до генерального прогона велась активная работа над собой и приходилось выкладываться по полной. Как я уже говорил, режиссер осталась довольной и даже похвалила меня. И вновь хочу сказать, что за несколько месяцев в театре моя база знаний по актерскому мастерству выросла во много раз. Это то, чем я до сих пор пользуюсь. А ведь прошло уже четыре года.
— Как вы считаете, вы уже перешли свой Рубикон — или все еще впереди?
— А что такое Рубикон? Существует ли он? Зависит от тебя. Когда ты решишь остановиться, тогда твой Рубикон останется позади. А я останавливаться не собираюсь и не вижу какого-либо предела. Я не говорю о том, что это будет продолжаться вечно. Просто не хочется останавливаться. Хочется дальше расти. Как-то стараюсь не разделять, где дно, а где пик.
"Иное отношение к артистам"
— Расскажите о вашем зарубежном опыте.
— Зарубежный опыт у меня один, и тот неоконченный. Это сериал СТС "Кто быстрее". Туда я попал случайным образом, через кастинг. До меня дошли через миллион рукопожатий — кто-то меня посоветовал, и в итоге я попал в этот проект через видеопробу. В этом проекте также играют такие артисты, как Дмитрий Нагиев, Григорий Калинин, Егор Губарев, — они классные. Кстати, в первый раз я выехал за пределы Казахстана именно по работе.
В России, конечно, кино немножко на ином уровне. Не то чтобы само кино, а именно отношение к артистам. Например, там люди на съемочной площадке осознают, что артист — очень важный элемент кинопроизводства. Поэтому лишний раз тебя тревожить никто не будет. И к тому же, они дают тебе такие условия для работы, в которых ты просто обязан будешь выполнять свою работу хорошо. Проект еще не окончен. В скором времени — ближе к лету, надеюсь, доснимем. И я надеюсь, что буду еще сниматься в таких интересных проектах. Не только в Казахстане и не только в России.
— Психологический триллер или комедия?
— Ну, тут уже больше дело вкуса. Допустим, если отвечать со стороны артиста и актера, то я бы выбрал триллер, наверное. Только потому, что триллер играть намного проще, чем комедию. То есть сыграть беспокойство, волнение, страх, какие-то переживания — намного проще, нежели быть смешным в кадре. Можно три-четыре дубля одинаково показать волнение. Но три-четыре дубля одинаково смешно сделать то или иное движение, одинаково смешно сказать ту или иную реплику — очень сложно. Лично у меня такое не получается, и поэтому я себя комедийным актером, наверное, не считаю. Потому что я не вижу в себе такого таланта.
— У вас есть любимые герои в реальной жизни?
— Очень сложный вопрос. Потому что сейчас информации настолько много, что можно как быстро полюбить какого-либо человека, так быстро и разлюбить, а то и возненавидеть. Много разочарований бывает. Бывает, смотришь на какого-то крутого зарубежного артиста и думаешь: "Вот это человек, вот это молодец". А потом читаешь какую-нибудь статью о том, что он насильник или беспросветный наркоман, и думаешь — да что же происходит в этой жизни? Поэтому в реальной жизни каких-либо героев нет.
"Тенденция попкорнового кино"
— Поделитесь впечатлениями о современном казахском кино.
— К сожалению, я последние года два очень мало смотрел казахстанское кино. Объяснение этому есть — потому что оно мне не нравится. Я не фанат нашего кинопроизводства. Есть фильмы-исключения, как "Бой Атбая", или же "Черный, черный человек", — это, кстати, Кино с большой буквы. Я надеюсь, что тенденция "попкорнового" кино и развлекательных комедий немножко упадет. И начнется волна такого более интеллектуального, глубокого и осмысленного кино — уже без этого "казахского" менталитета. Потому что нужно выходить на мировой рынок. А мировой рынок не будет знать, что такое "келинка". И не знает. И не нужно им это знать! Нужно такое снимать кино, чтобы и тут, и там люди понимали, о чем фильм.
Мадимит Чулембаев, Астана