На их стоимость влияют множество факторов.
Хочется заметить, что некоторые услуги магистральных железнодорожных сетей в стране регулируются и находятся под контролем комитета по регулированию естественных монополий министерства национальной экономики РК, передает Liter.kz.
Важнейшие функции этого комитета включают утверждение временных понижающих коэффициентов (ВПК), изменение тарифных смет и утверждение, согласование инвестиционных программ с другими государственными органами.
“Согласно Закону РК “О естественных монополиях”, предусмотрено внедрение временных понижающих коэффициентов для тарифов на регулируемые услуги магистральной железнодорожной сети (МЖС). На сегодняшней день 13 перевозчиков, занимающихся пассажирскими перевозками, подали заявки на утверждение ВПК в размере 0,01 к тарифу МЖС на 2025 год”, - уточнили в пресс-службе ведомства.
Среди них такие компании, как АО “Пассажирские перевозки”, ТОО “САРЫ-АРКА КОМПАНИ”, ТОО “Nomadas”, ТОО “Марал-Нур”, ТОО “KAZ RAIL”, ТОО “Турксиб Астана”, ТОО “Арай транс KZ”, ТОО “Arlan-Trans-Astana”, ТОО “Otpan Logistic”, ТОО “ВагонСервисАлматы”, ТОО “Туран Экспресс” и ТОО “Ulytau Express”.
Временный понижающий коэффициент представляет собой величину, утвержденную тарифным регулятором, которая применяется к тарифам на услуги МЖС с целью защиты интересов потребителей и улучшения доступности услуг. Комитет, принимая во внимание положительные заключения от министерства транспорта РК и национального оператора инфраструктуры, одобряет ВПК для перевозчиков, работающих в межобластных, межрайонных и пригородных направлениях. Установленный коэффициент 0,01 (99,99%) позволяет существенно сократить расходы на услуги МЖС, что в свою очередь делает пассажирские перевозки практически бесплатными.
Безусловно, на стоимость проезда для пассажиров влияют множество факторов, включая широкий спектр нерегулируемых услуг. Однако в последние пять лет рост цен на пассажирские билеты в этом секторе не превышал уровень инфляции, а зачастую был даже значительно ниже.
Ключевым механизмом обеспечения доступности железнодорожных услуг для населения Казахстана является субсидирование пассажирских перевозок. На данный момент значительная часть финансовой нагрузки по этому направлению ложится на АО «НК «Қазақстан темір жолы». Основная цель субсидирования заключается в снижении цен на железнодорожные билеты, что позволяет улучшить доступность транспортных услуг для граждан.
Таким образом, внедрение временных понижающих коэффициентов и активное субсидирование являются важными шагами к удешевлению пассажирских перевозок в Казахстане, что, в свою очередь, способствует развитию транспортной доступности и повышению качества жизни населения.