Биртанов ответил на жалобы медиков о несправедливом подходе к выплате надбавок

Глава Минздрава поручил ФСМС до 27 апреля завершить проверку начислений за март, а также своевременность и обоснованность начислений за апрель.
Редакция "Литер"

Министр здравоохранения РК Елжан Биртанов подробно ответил на вопросы, касающиеся выплат надбавок казахстанским медицинским работникам, передает Liter.kz.

Liter.kz целиком размещает пост главы Минздрава РК, опубликованный на его странице в Facebook.

Во исполнение поручения Главы государства 4 апреля текущего года мною подписан приказ по вопросам финансовой поддержки медработников. Этим приказом были определены группы риска, порядок формирования списков и размеры надбавок.

Всего за март было выплачено доплат на сумму более трех миллиардов тенге для 17,5 тысячи медиков.

Большую работу в регионах провели комиссии при акиматах, в состав которых включены главные санитарные врачи областей, управления здравоохранения, управления занятости и социальной защиты, представители партии Nur Otan, профсоюзы.

Именно комиссии на основе списков от главных врачей формируют итоговый список на выплату.

Если смотреть по группам риска, то в первой группе риска по Казахстану в марте по данным акиматов было задействовано 1395 работников или 8%,  во второй группе риска 7 081 работник или 41 %, в третьей группе – 8 949 или 51 %.

Если говорить по суммам, то большая часть пришлась на вторую группу – 1,8 миллиарда тенге (54%), первая группа суммарно по республике получила порядка 717 миллионов (или 21%), третья – 845 миллионов (или 25%).

Наибольшее количество работников было привлечено к противоэпидемическим мероприятиям в г. Алматы (3700), г.Нур-Султан (1900), и г.Шымкент (2200). Соответственно и большая часть надбавок была выплачена именно в этих регионах по г. Алматы – 1,2 миллиарда тенге, Нур-Султан – 646 миллионов тенге, Шымкент - 360 миллионов тенге.

По первой группе риска средняя сумма доплаты составляет 514 тысяч тенге, по второй – 255 тысяч тенге, по третьей - 94 тысячи тенге, так как оплата осуществляется пропорционально отработанному периоду и не всегда это полный месяц работы с зараженными или контактными лицами. Во многих регионах пациенты появились во второй половине марта.

При этом в тех регионах, где количество зараженных лиц появилось раньше, объем выплат выше среднереспубликанского. Например, в г. Алматы по первой группе медработники получили – 674 тысячи тенге, в г. Нур-Султан – 552 тысячи тенге, в Карагандинской области – 438 тысяч тенге. А в Костанайской области и ВКО – по первой группе выплат за март не было вовсе. По второй группе наибольшие суммы выплат получили Туркестанская – по 427 тысяч тенге, Нур-Султан – 347 тысяч тенге, Павлодар – 316 тысяч тенге.

Вместе с тем, я по-прежнему получаю обращения моих коллег с жалобами на несправедливый подход и неполные выплаты (на сегодня их более 50). Конечно, каждый случай надо рассматривать индивидуально, что мы и делаем.

Но в первую очередь обращаюсь к моим коллегам в регионах – работу комиссий надо активизировать не только в период формирования списков, но перевести ее на постоянный режим.

Требую обеспечить прозрачность и публичность работы комиссий.

ФСМС и его филиалы готовы принимать перерасчеты, дополнительные протоколы. В данной ситуации несправедливость недопустима, и если где-то была допущена ошибка, мы должны ее исправить.

Для этого прошу также обращаться на мою электронную почту Birgemiz@dsm.gov.kz.

Кроме того, по моему поручению дополнительно во все комиссии включаются представители филиалов ФСМС для мониторинга правильности начисления этих сумм.

Уже сейчас Фондом выявлен ряд нарушений, таких как:

включались сотрудники, не указанные в группах риска (главные врачи, их заместители), по которым надбавка была выплачена необоснованно;

не предоставлялись на поощрение лица, которым полагалась надбавка (сотрудники параклинических отделений: лаборатории клинической и биохимической, функциональной и рентгенологической диагностики);

сотрудникам завышалась группа риска;

табелирование осуществлялось при отсутствии контактов с больными, т.е. сроки госпитализации были позже даты, указанных в табеле;

завышался месячный баланс рабочего времени, который приводил к уменьшению суммы надбавки, в результате специалисту выплачивалась надбавка меньше положенной (в то время как оплата надбавки производится ежемесячно за отработанное время, из расчета человеко-час).

избыточное развертывание коек в регионе, не были определены отдельные бригады скорой помощи и определенное количество стационаров и др.

Отдельно хотел бы остановиться по количеству отработанных часов в месяц.

Согласно постановлению Главного санитарного врача (пункт 9 приложение 1 ПГСВ 33) персонал в «грязной зоне»должен работать в СИЗ (противочумный костюм 1-го типа) не более трех часов подряд.

Тем самым трактуя нормы трудового законодательства (ст.69) о том, что во вредных условиях труда, т.е. в «грязной зоне» можно работать не более 36 часов в неделю и ПГСВ - медицинский работник может находиться в общем в «грязной зоне» не более шести часов с как минимум двухразовой сменой СИЗ.

В целом же работа медицинского работника составляет в смену от восьми до 12 часов в день (что и делается на практике), так как помимо грязной зоны он работает с документацией, проводит консультации, онлайн-консультации, имеется время для приема пищи и отдыха и т.д. Тем самым вырабатывается месячная ставка.

Однако в отдельных регионах (Карагандинская область) или отдельных медорганизациях (Акмолинская, Павлодарская области) по решению самой медицинской организации установлен график 14 +14 – т.е. 14 дней работы + 14 дней домашнего карантина - ввиду психологической и эмоциональной нагрузки, а также с точки зрения возможного заражения и исключения передачи инфекции.

В таких случаях Минздрав требует, чтобы в первую очередь были обеспечены нормальные безопасные условия для отдыха медиков. Во многих регионах, но еще не во всех медики больше не ночуют в инфекционных больницах, а направляются в комфортабельные гостиницы. За это я благодарю акимов этих регионов.

Вместе с тем, согласно п. 6 приложения 12 ПГСВ 32 отстранение от работы на 14 дней предполагается в случае высокого риска передачи инфекции, связанной с оказанием медицинской помощи больному COVID-19 (не использование СИЗ, например, отсутствие защитных очков у медперсонала, не использование маски больными или медицинским работником, проведение инвазивных манипуляции на органах дыхания (трахеостомия, интубация, бронхоскопия и др) без респиратора N95 и соответствующей СИЗ (комбинезон, щиток для лица, перчатки).

В этом случае предпринимаются следующие меры: отстранение от работы на 14 дней после последнего контакта и изоляция на домашний или стационарный карантин с забором материала на лабораторное исследование, организацией медицинского наблюдения, с ежедневной термометрией.

При положительном результате направляется на лечение, при отрицательном результате находится на карантине и допускается к работе через 14 дней после повторного лабораторного обследования, при отсутствии клинических проявлении респираторной инфекции. То есть по сути медик отправляется на карантин как контактное лицо.

Но в большинстве случаев это не так. Медиков отправляют на карантин автоматически после завершения смены. Перестраховываются, что, возможно, имеет смысл.

Однако встает вопрос по оплате тех 14 дней вынужденного простоя, который почему-то оформляется как больничный, что считаю незаконным, соответственно работник теряет заработную плату. Согласно Трудового кодекса порядок оформления простоя и условия оплаты времени простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, определяются трудовым, коллективным договорами и устанавливаются в размере не ниже минимального размера заработной платы

Да и условия проживания и отдыха в эти 14 дней порой оставляют желать лучшего.

С учетом изложенного поручаю:

ФСМС до 27 апреля завершить проверку начислений за март, выработать рекомендации комиссиям акиматов по обеспечению корректировки выплат за март, а также своевременность и обоснованность начислений за апрель;

всем главным врачам и управлениям здравоохранения при участии профсоюзов - сохранить работникам базовый размер оплаты на период простоя. При этом не допускать занижение количества отработанного времени ниже установленного в трудовом контракте.

главврачам - если простой был связан с таким нахождением «на производственном карантине», то должен учитываться как фактически отработанное время и доплаты должны быть рассчитаны за это время;

ФСМС совместно ДКОСМС - проработать необходимость пересчета тарифа для погашения затрат содержания запасного количества работников;

местным исполнительным органам - обеспечить условия труда и отдыха медработников (карантинные стационары, санатории и т.д.);

прошу профсоюзные организации активнее защищать интересы работников здравоохранения;

прошу представителей НПО и СМИ участвовать в работе региональных комиссий.

Ранее министр здравоохранения РК Елжан Биртанов ответил не получившим надбавки к зарплате медикам.

Почти вдвое может вырасти количество медиков, которые получают доплаты за борьбу с коронавирусом. Это связано с увеличением числа заболевших COVID-19, к лечению которых привлекаются все новые и новые медработники.

 

Новости партнеров