Больше расследований по завышению цен на продукты стали проводить в Казахстане

Но это трудоемкий процесс, настаивают в АЗРК.

Редакция Liter.kz

С начала 2022 года Агентство по защите и развитию конкуренции вынесло 82 уведомления с требованием о снижении цен производителям и поставщикам сахара, яиц, соли, хлеба, муки, гречки и молочной продукции, передает Liter.kz.

Кроме того, АЗРК назначил 23 расследования по установлению монопольно высоких цен и согласованных действий. Заключено 174 антимонопольных комплаенса с ограничением цен на социально значимые продовольственные товары и торговые надбавки. По сравнению с предыдущими годами увеличилось количество расследований и уведомлений на рынках АПК.

В зоне особого внимания экспертов АЗРК находится группа товарных рынков с высокой рыночной концентрацией в границах регионов. Это производство яиц, сахара, гречки, подсолнечного масло, соли и хлеба.

На рынке производства яиц, несмотря на сезонный рост стоимости, покрывающий убытки летнего периода, и увеличение расходов на электроэнергию, корма и упаковочный материал, наблюдается несоразмерное увеличение финансовых затрат и административных расходов. Поэтому в отношении семи производителей яиц в Шымкенте, Костанае, Таразе начали расследования, 14 производителям отправили уведомления о снижении цен. Из них семь исполнили путем снижения цен от 6 до 10%.

В ноябре-декабре 2021 года антимонопольный орган в адрес птицефабрик и оптовых поставщиков вынес 32 уведомления. В результате этого индекс цен показал снижение на 7% — с 104,4% в ноябре 2021 года до 97,3% в феврале 2022 года.

Ценообразование на рынках АПК носит сезонный характер, когда потребление товаров, не относящихся к плодоовощной группе, снижается в летний период, а в зимний период снижается потребление плодоовощной продукции. Для достоверной оценки обоснованности поднятия цен необходимо учитывать весь период реализации продукции — сезонный и несезонный (убыточный), — объяснили в АЗРК.

В ведомстве добавили: установление монопольно высоких цен также требует изучения данных о статьях расходов и прибыли в динамике по месяцам. Это означает, что меры антимонопольного реагирования не применяются сразу же после увеличения цен.

Новости партнеров