О проекте на территории свободной экономической зоны «Хоргос – Восточные ворота».

Оксана Лысенко

Современная воздушная гавань появится на территории свободной экономической зоны «Хоргос – Восточные ворота». Планируется, что совместный казахстанско-немецкий проект будет реализован в три этапа с привлечением 250 млрд тенге инвестиций и созданием 700 рабочих мест. Ожидается, что производительность составит 50 тыс. тонн грузов, пропускная способность пассажирского терминала – до 500 человек в час.

На днях глава области Жетісу Бейбит Исабаев провел первую встречу с инвесторами нового перспективного проекта по строительству современной воздушной гавани в регионе. В ходе деловой встречи он отметил, что область Жетісу отличается высоким транзитным потенциалом. Географически выгодно на пересечении важных маршрутов из Китая и Юго-Восточной Азии в страны СНГ и Европы расположена СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», в состав которой входят сухой порт, логистическая и индустриальная зоны общей площадью около 5 тысяч гектаров.

– На сегодня в едином реестре свободной экономической зоны «Хоргос – Восточные ворота» зарегистрировано 56 участников с проектами общей стоимостью свыше 800 миллиардов тенге, – отметил глава региона. – Одним из ключевых элементов СЭЗ является сухой порт «KTZE-Khorgos Gateway». Это крупнейший сухой порт в Центральной Азии площадью почти 103 гектара, являющийся своеобразной альтернативой морским логистическим хабам, причем это единственный терминал в Казахстане, на балансе которого имеется своя железнодорожная инфраструктура. Отмечу, что на территории СЭЗ действуют свои тарифы, льготы и преференции для инвесторов, в том числе иностранных. Число участников СЭЗ ежегодно растет, а открытие на ее территории международного грузопассажирского аэропорта положительно повлияет на развитие транзитного потенциала.

В свою очередь генеральный директор ТОО «Группа компаний «SKYMAX TEHNOLOGIES» Ерик Шортанбаев провел презентацию проекта, в первую очередь представив своих немецких партнеров – представителей компании «The Hansa Consortium», которые намерены инвестировать в проект. По словам инвестора, проект планируется реализовать в три этапа. Полностью завершить проект, который, кроме строительства международного грузопассажирского аэропорта, включает всю необходимую инфраструктуру, а также поэтапное расширение, увеличение производственных мощностей, ввод гостиницы, торгово-развлекательного центра, планируется к 2032 году. Планируется, что сам аэропорт начнет работу уже в 2027 году.

По словам Ерика Шортаева, в течение первого этапа реализации проекта планируется построить всю основную инфраструктуру аэропорта. Далее будет достраиваться дополнительная инфраструктура, расширяться пропускная способность пассажирского терминала, мощность грузового и топливного складов. Также инвесторы намерены расширять и развивать комплекс торговых, туристических услуг. К слову, для воздушных судов будет использоваться современное топливо Jet A-1.

– Учитывая ваш опыт в строительстве аэропортов, со своей стороны мы готовы на законных основаниях оказать необходимую поддержку для успешной реализации данного стратегически значимого проекта, в том числе в вопросах подведения внешней инфраструктуры, – сообщил аким области. – Это серьезный проект, требующий обстоятельной подготовки. Какие вы берете на себя обязательства, какая поддержка требуется с нашей стороны? Все это нужно детально просчитать, на каждом этапе, в том числе то, какую работу можно вести параллельно, чтобы не затягивать с реализацией.

Стороны уже подписали меморандум о сотрудничестве. В дальнейшем состоится ряд встреч для более детальной проработки начала хода реализации крупного проекта.

Новости партнеров