Туристические тропы Павлодарского Прииртышья у большинства казахстанцев ассоциируются чаще всего с Баянаулом и уникальным ленточным бором. Реже – с палеонтологическим памятником природы “Гусиный перелет”. А вот о захоронении Сарыбайбише, расположенном, кстати, в лесной чаще того же Шалдайского бора, знают совсем немногие, передает Liter.kz.
Когда жители района Аккулы Павлодарской области заводят речь о народных целителях-знахарях, сразу же всплывает в памяти имя Мергалыма ата, снискавшего себе известность не только в родном регионе, но и в республике, и даже на постсоветском пространстве. Не удивительно, что захоронение этого костоправа, обладавшего даром предвидения, в числе первых вошло в карту достопримечательных исторических мест региона, открытых для посещения любознательными туристами. А вот имя Сарыбайбише даже среди коренных жителей района знакомо не всем. И уж тем более любопытно, чем же так прославилась простая жительница лесного села Баимбет, жившая здесь то ли в 17-м, то ли в 18-м веках, что ее могилу включили в областную карту сакральной географии.
Это имя широкой общественности, в том числе и руководству района, открыл бывший аким Шакинского сельского округа Тулеген Шакарманов, который много лет увлекался изучением краеведения. Когда в рамках программы «Рухани жанғыру» по селам кликнули клич предложить проекты, которые могли бы стать объектами историко-культурного наследия, шакинский любитель-краевед, до своего акимства много лет проработавший в лесхозе, вспомнил рассказы местных аксакалов о бабушке, умеющей по бараньей лопатке предсказывать будущее как отдельного человека, так и масштабные события, касающиеся, например, целой деревни. Эти истории в Баимбете передаются из поколения в поколение, аксакалы о чудодейственных способностях жившей когда-то здесь Сарыбайбише слышали от прадедов, а те в свою очередь от своих дедов. Тулеген Шакарманов встретился еще раз с аксакалами и собрал воедино все рассказы, которые они могли вспомнить. В народной памяти Сарыбайбише осталась спасительницей села от джунгарского нашествия. Предвидя приход вооруженного вражеского войска, бабушка спрятала все население села в лесу, а когда пришли джунгары, одна вышла к ним навстречу. Без оружия, с одной бараньей лопаткой в руках. Она что-то сказала командиру отряда, после чего рядом стоявшая телега без лошади сама тронулась по дороге. Это настолько испугало противника, что они поспешили поскорее покинуть село, находящееся под защитой женщины, обладающей чудодейственной силой. Так, Сарыбайбише спасла всю деревню от верной погибели, потому что джунгарские войска не оставляли после своих нападений ни одной живой души. Она также лечила людей, используя всю ту же баранью лопатку. Кстати, если верить народной молве, то эта чудодейственная лопатка и по сей день хранится в сундуке у потомков народной казахской целительницы, живущих в одном из лесных сел в Чалдайском бору. Можно верить этому, можно нет, но Тулеген Шакарманов рассказывал, как собственными глазами, будучи еще ребенком, видел, как из-под земли, где захоронена Сарыбайбише, в любую зиму, даже самую снежную, наружу пробивается пар. Возможно, этому необычному явлению смогли бы дать разумное объяснение геологи. Но поскольку местные жители придают этому захоронению сакральное значение, то в рамках программы “Рухани жанғыру” его огородили.
Вообще, в районе Аккулы жило не меньше разных святых и знахарей, чем, скажем, в Баянаульском, который известен по большому количеству легенд и сказаний, – считает шакинский краевед. – Просто в то время не было людей, которые бы все эти истории записывали.
Сегодня аккулинцы восстанавливают эти имена по крупицам.
Что касается захоронения Мергалыма ата, то все эти 30 с лишним лет после смерти к его последнему пристанищу не зарастает народная тропа. Это к тому, что в данном месте есть и памятник, и камень, к которому можно приклониться. Односельчане знаменитого лекаря строят народную гостиницу, собирая на строительные материалы с миру по нитке, чтобы паломникам, прибывшим за исцелением к ним в село, было где остановиться на ночь и передохнуть после долгого пути.
Но даже без всех этих сакральных достопримечательностей Шалдайский бор так и манит своей прохладой, неимоверным обилием грибов и ягод и постепенно исчезающими лесными селами. В том же Баимбете, например, сегодня осталась всего одна семья, которая не променяет свой родной дом ни на какой другой.
Ирина ВОЛКОВА