Казахстан – страна с большим туристским потенциалом. Здесь есть все как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников: огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах – нетронутая, дикая природа. Но этот мощный потенциал в лучшем случае используется всего на 10 процентов. Виной тому накопившиеся проблемы в туристском секторе страны и несовершенство законодательной части. Речь идет о бюрократических препонах, связанных с переоформлением целевой направленности земель сельскохозяйственного назначения. Об этом и многом другом в интервью Liter рассказывает Рашида Шайкенова, член Республиканского общественного совета по развитию экономики и поддержке предпринимательства при партии «Nur Otan», директор Казахстанской туристской ассоциации.
– Рашида Рашидовна, расскажите, пожалуйста, о Казахстанской туристской ассоциации. В чем особенность организации, кто туда входит?
– Первой появилась Гостиничная ассоциация Казахстана. Это было в 1998 году, тогда у наших отелей, которые начинали развивать сети своих гостиничных комплексов по стране, появились в команде первые иностранные менеджеры. Они то и убедили в необходимости создания таких отраслевых ассоциаций, которые в хорошем смысле могли бы лоббировать интересы участников рынка. В 1999 году была создана наша Казахстанская туристская ассоциация. Учредительная конференция, на которой присутствовал Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, прошла в Астане. Елбасы всецело поддержал создание нашей Ассоциации. Наверное, благословение Первого Президента и стало залогом нашей столь долгой жизни на рынке, что является не очень типичным в Казахстане для таких Ассоциаций, как наша. Казахстанская туристская ассоциация с учетом того, что туризм – это комплексная индустрия или по-другому кластер, объединяет участников всего туристского рынка. Это и туроператоры, и турагенты, транспортные и авиакомпании, страховые компании, учебные заведения, которые готовят специалистов для нашей отрасли. Важно понимать, что туризм – это человекоемкая отрасль, потому как все в ней зациклено на потребностях человека и способности человека предоставлять услуги. Собственно в этом направлении и работает наша Ассоциация с туристским рынком, защищая и представляя их интересы на разных уровнях. Мы очень много функционируем с Правительством по части законодательства, касающегося сферы туризма. Законопроекты поступают к нам для экспертной оценки, что является очень важным для нас – это дает возможность обсудить возможные изменения со всем рынком. Мы изучаем, собираем предложения, определяем недоработки, вносим правки-рекомендации и отправляем в Правительство.
Тем не менее существуют некоторые административные барьеры, которые мешают отрасли нормально работать. Даже с учетом того, что туристская отрасль в последние годы стала получать государственную поддержку, вопросов и проблем остается немало. Среди прочих, например, регистрация паспортов иностранных граждан или же вопросы посещения пограничной зоны, визовые вопросы. Это как раз ярко выраженные административные барьеры, которые негативно влияют на востребованность туристского направления. Все эти неприятные моменты попадают в поле зрения нашей Ассоциации.
Конечно, случаются и особенно «горячие» инциденты. Чаще всего это происходит в период туристского сезона, во время летних каникул, отпусков. И это тоже обязательно попадает в зону нашего внимания.
– Насколько коронавирусная инфекция сказалась на туристской отрасли страны в целом? Каковы прогнозы на текущий сезон?
– Очевидно, вся отрасль попала в очень сложное положение. Как следствие, казахстанский туризм попал в список отраслей, наиболее пострадавших от пандемии. Если посмотреть более глобально, то, по данным Всемирной туристкой организации, число международных туристских прибытий сократилось на 1 миллиард! Конечно в этом миллиарде «сидит» и Казахстан, который полностью потерял въездной туризм. У нас его нет по сей день. Что касается выездного туризма, постепенно он восстанавливается. В сфере внутреннего туризма также, несмотря на продолжающуюся пандемию и действия определенных ограничений, с начала сезона отпусков наблюдается оживление. Статистика растет, хотя до показателей 2019 года, конечно же, еще очень далеко. Восстановление нашей отрасли и возвращение доверия потребителей к путешествиям займет определенное время. Прогнозы по срокам возрождения туризма Казахстана пессимистичные. Есть различные мнения экспертов опять же из ВТО, которые называют цифры от 2,5 до 4 лет. Туризм в принципе очень хрупкая отрасль. Она связана с людьми и с их безопасностью, и сейчас, на фоне пандемии, это имеет особое значение. И если сегодня наши авиа-, железнодорожные перевозчики, автотранспортные компании, курортные зоны, отели смогут обеспечить эту безопасность, движение в сторону восстановления будет быстрее и эффективнее. Но до полного восстановления придется долго ждать.
К тому же появились новые барьеры, которые еще больше замедляют этот процесс. Так, например, сегодня большая часть иностранных граждан, которые ранее имели право к нам приезжать без визы, сделать этого не могут – МИДом была отменена эта норма. Но все-таки ожидаем взвешенного отношения к этому вопросу, и что МИД все же вернет список стран, граждане которых смогут вновь бывать в Казахстане без оформления виз. Ну, и не менее серьезным ударом для отрасли от пандемии стало серьезное сокращение игроков на рынке. Только количество хостелов сократилось примерно на 75 процентов! Очень много людей остались без работы.
– Вы вошли в состав Республиканского общественного совета партии «Nur Otan» по развитию экономики и поддержке предпринимательства. Какие идеи и предложения вами будут продвигаться в работе Совета?
– Пользуясь случаем, хочу поблагодарить за приглашение меня в состав Республиканского общественного совета партии «Nur Otan». Для меня это очень важно. В своей работе Ассоциация всегда изыскивает все возможности и все доступные площадки во благо и развитие туризма. И я думаю, наш общественный Совет при партии будет эффективным. Есть много нерешенных вопросов, которые еще предстоит озвучить, и с поддержкой партии, я думаю, будет легче и эффективнее решать.
Я намерена поднимать такие вопросы, как развитие туристской инфраструктуры, либерализация визовой миграционной политики, повышение транспортной доступности и туристских объектов, повышение эффективности мер государственной поддержки. Сегодня мы получаем эти меры господдержки, но очень важно и то, как это будет реализовываться. Будем поднимать и такие вопросы, как повышение маркетинга и продвижение Казахстана на международном туристском рынке, повышение статуса и имиджа на внутреннем рынке, совершенствование стандартов сервиса, кадрового обеспечения. То есть работать есть над чем.
– В программе партии «Nur Otan» до 2025 года указано, что в стране будут развиваться 10 крупных туристических кластеров. Что, на ваш взгляд, нужно сделать для достижения этой цели?
– Изначально в Государственной программе было озвучено 10 приоритетных территорий, которые выделены для комплексного развития туризма. Чтобы достигнуть цели, нужно просто работать, других вариантов нет. Времена бурных обсуждений и пустых разговоров, споров на тему туризма должны остаться в прошлом. Нужна системная и продуктивная работа. При этом, я считаю, важна работа не только центральных, но и местных исполнительных органов. 10 регионов – это достаточно много. И если местные исполнительные власти совместно с бизнесом не будут проявлять максимальную заинтересованность и делать реальные шаги по реализации этой важной задачи, то мы, конечно, результатов не добьемся.
Мы слишком долго уповали на внешние инвестиции, но мне кажется, что это может быть реализовано только в части мега-проектов, а туризм – это, еще раз повторюсь, комплексная индустрия, в которой очень много, на первый взгляд, мелочей, и они очень важны для удовлетворения потребностей казахстанцев и иностранных туристов.
– Благодаря историческому решению Первого Президента Н.А. Назарбаева сейчас переживает свое второе рождение Туркестан. Какие возможности открываются перед туристической отраслью в связи с новым статусом Туркестана?
– Туркестан, это абсолютно очевидно на сегодняшний день, – одна из самых ярких точек притяжения внутренних туристов. Духовное место, куда многие стремились попасть из-за личности, связанной с регионом и мавзолеем Ходжи Ахмеда Ясави, превратилось в настоящий туристский центр. Теперь люди, приезжающие сюда, могут не только поклониться праху великого предка, помолиться, но и познакомиться с совершенно новым городом, увидеть и восхититься действительно уникальными проектами, которые в городе были реализованы. В Туркестане за последние годы высажено уже около миллиона новых деревьев. И многие, в том числе и мы, удивлялись, почему именно хвойным отдавалось предпочтение. На что администрация области пояснила, что есть желание сделать город привлекательным и в холодное время года. Кстати те услуги, которые уже сегодня предоставляет Туркестан, – это абсолютно уникальные вещи. Путешествие в 3D по карте Казахстана, шоу лошадей, в котором показывают и рассказывают о казахской культуре, литературе и искусстве, – это как раз и дает возможность прочувствовать, прикоснуться к той земле, где зарождалась тюркская цивилизация, сам Казахстан, как государство. Я думаю, что у Туркестана большое будущее. Сделано все для того, чтобы туристам было здесь комфортно: прекрасные гостиницы, великолепная библиотека с богатейшим библиотечным фондом. Сегодня мы совместно с управлением туризма области думаем над открытием гостевых домов именно в самом Туркестане. Это станет одним из доступных сегментов размещения.
– Давайте поговорим о деятельности нацкомпании «Kazakh Tourism», в которой вы являетесь членом Совета директоров в качестве независимого директора. Расскажите, пожалуйста, как выполняется программа развития туризма до 2025 года с ее амбициозной задачей - довести 8% вклада в ВВП страны от туризма?
– О создании такой структуры, как «Kazakh Tourism», мы мечтали еще тогда, когда туризм, как отрасль, только начинал делать первые шаги по своему формированию, создавался закон о туризме, и только-только начинали думать о подготовке кадров для отрасли. Очень много положительного опыта в этом контексте есть в мире. Понятно, что у госорганов, которые вынуждены заниматься различными вопросами, связанными с регулированием отрасли, до прикладных вещей руки просто не доходили. Поэтому создание «Kazakh Tourism» мы приветствовали и по мере своих сил и возможностей стараемся поддерживать. Это очень важная структура, именно с ее появлением впервые в стране стали вкладываться деньги в развитие отрасли, началась системная прикладная работа и по маркетингу, и по продвижению, и по развитию туристских территорий, и по повышению уровня квалификации специалистов сферы туризма, по развитию и формированию туристских продуктов. То есть «Kazakh Tourism» поставил перед собой очень важные и серьезные задачи. И считаю задача по повышению уровня ВВП до 8 процентов – верная цель. Нам не нужно боятся ставить амбициозные задачи, нам нужно врываться в международные пространства, чтобы занять там свое место. Нам есть с чем туда идти. Мы, конечно, не страна массового туризма, но у нас есть абсолютно уникальные места, которые может предложить не каждая страна. Хотя мы несколько похожи по наличию туристских ресурсов с нашими соседями, но тем не менее у нас есть свои особенности. И очень важно, чтобы мы сегодня совместно с «Kazakh Tourism» находили и продвигали эти «фишки».
– Кто или что, по вашему мнению, мешает развитию туризма в Казахстане?
– Во-первых, мы никак не признаем, что туризм – это экономическая отрасль, способная приносить реальную прибыль. Плюс это возможность создания рабочих мест там, где это особенно актуально, – в селах. Рабочие места помогли бы уменьшить отток молодежи из сел в города. На самом деле у туризма очень много положительного влияния на экономику страны в целом. И надо признать, есть конкретные вещи, мешающие развитию казахстанского туризма, они связаны с несовершенством законодательства. И в первую очередь я бы, конечно, выделила проблему с землями сельскохозяйственного назначения. Нам нужно пересмотреть нормы, прописанные в Законе об их использовании. Сейчас большой популярностью пользуется эко-туризм или, другими словами, сельский, тот, что в глубинке. Его можно развивать и поднимать. То есть сейчас самое время нам проявить себя. Но, к сожалению, тут есть очень большие проблемы. В регионах, где у нас есть прекрасные возможности развиваться, есть шикарные места, там земли по закону – сельскохозяйственного назначения. И даже при большом желании владелец, рискнувший на этих землях развивать эко-туризм и приносить налоги в бюджет от дохода, рискует в итоге получить не пряник за хорошую идею, а кнут в виде большого штрафа. Поэтому сегодня есть острая необходимость проработать варианты смягчения требований при использовании этих земель под проекты туризма. Во всем мире практикуется, что на таких землях можно осуществлять деятельность, связанную с туризмом, – развивать агро- и сельский туризм, экологический туризм. И это не должно противоречить принципам использования земель сельхозназначения при соблюдении требований по обеспечению экологичности конструкций, биоразнообразия и цивилизованного отдыха. Понимая стратегическую важность и ценность сельхозземель для государства, считаем необходимым проработать варианты смягчения требований при использовании сельхозземель под проекты туризма.
Мы в свою очередь уже проработали эти варианты. Итак, первый – это упростить механизм изменения целевого назначения таких участков под туристскую деятельность, если эти участки не используются либо неэффективны для реализации сельскохозяйственных целей. Второй – без изменения целевого разрешения разрешить владельцам сельхозземель развивать на своей территории объекты туризма. Также важно будет предусмотреть возможность освобождения от оплаты за компенсацию потерь сельскохозяйственного производства при использовании для нужд, не связанных с ведением сельского хозяйства, при реализации проектов туризма.
Сейчас, к слову, есть новый тренд в сфере туризма – это «цифровые кочевники», туристы которые могут работать в режиме онлайн, находясь при этом в другой стране, на определенных туристских объектах. Поэтому с учетом роста интереса к туризму, особенно экологическому, я имею ввиду допандемийное время, и надеюсь в будущем, после пандемии, нужно поддерживать и способствовать развитию туризма на сельхозземлях. Это лучшие места, где туристам можно показать, как ездить верхом на лошадях, как изготавливаются кумыс и курт. Это на самом деле очень перспективное направление, и нужно пользоваться этим и развивать, а не создавать всевозможные барьеры для тех, кто может и хочет развивать эту перспективную отрасль.
– Как всем нам найти баланс между развитием внутреннего туризма и сохранением природы, экологии?
– Это очень сложный вопрос, но вполне решаемый. Во-первых, экологический туризм – это тот вид туризма, который как раз и предполагает вклад экологических туристов в поддержание и развитие наших природных территорий. И это связано с местным населением, которое использует природные ресурсы как туристский продукт. Во-вторых, именно экологический туризм формирует культуру бережного отношения к ресурсам природы у местного населения. Ведь если сегодня он использует природу как одно из средств привлечения клиентов, заработка, то абсолютно однозначно, с утилитарной точки зрения, он будет думать над тем, как бы это не уничтожить. Сегодня ведется работа в этом направлении.
Но предстоит еще немало решений, которые должны помочь стране развить и запустить такую перспективную отрасль, как туризм. Особенно важно решить имеющиеся проблемы, которые создают барьеры, – это пересмотреть законодательную базу, регулирующую данную отрасль. Так мы и сможем достичь того самого баланса, чтобы и сохранить уникальную природу, и стать излюбленным местом путешествий и для своих и для иностранных граждан.
Беседовала Оксана ЛЫСЕНКО, Алматы