Chanel № 5 — это запах свободы: постановку об узницах АЛЖИРа показали в Астане

Редакция Liter.kz

Несправедливость, боль и жестокость. Это то, с чем каждый день сталкивались узницы Акмолинского лагеря жен изменников Родины. Ни в чем не повинные спутницы великих сыновей казахского народа прошли сквозь такие испытания, о которых современному человеку и подумать страшно. Но знать свою историю мы должны, ведь память о тех, кто боролся за национальную идею, живет не на страницах учебников, а в наших сердцах. Именно поэтому Музыкальный театр юного зрителя г. Астаны прочно закрепил в своем репертуаре документальную драму Chanel № 5, посвященную жертвам жесточайшего сталинского режима.

Геноцид казахской интеллигенции

Сталинские репрессии конца 1930-х и начала 1950-х годов — одна из страшнейших трагедий в истории нашего народа. Любого, кто проявлял так называемое "инакомыслие", отправляли туда, откуда не возвращаются. Это был геноцид — геноцид казахской интеллигенции и национальных героев.

Его жертвами стали выдающиеся общественные деятели, чьи светлые и самоотверженные души сгубил суровый сталинский режим. Их имена знакомы любому казахстанцу — в честь них называют улицы, рисуют муралы, о них рассказывают на уроках истории. Это великие Алихан Бокейхан, Ахмет Байтурсынов, Беимбет Майлин, Сакен Сейфуллин, Магжан Жумабаев и другие репрессированные представители казахской интеллигенции. Честь и будущее страны они ставили превыше всего, даже собственной жизни. Они стояли у истоков отечественного образования и науки, способствовали развитию искусства и культуры.

Казахстанскую политическую элиту, сформировавшуюся в начале прошлого века, клеймили "врагами народа", расстреливали, сажали в тюрьмы, а жен и детей отправляли в лагеря.

По заявлениям авторов документальной постановки, более 20 тысяч ни в чем не повинных женщин из разных регионов и даже стран были заключенными АЛЖИРа, — отмечает заслуженный деятель РК, режиссер-постановщик Асхат Маемиров.

Спектакль основан на реальных историях о годах страданий и мук жен национальной интеллигенции. АЛЖИР забрал у женщин их надежды и мечты. Но они продолжали бороться за жизнь.

В основе постановки — драма Chanel № 5 Мадины Омаровой, рассказывающая о непростых судьбах и нечеловеческой жестокости. Основная идея в том, чтобы отразить образы женщин-героинь, которые хранили верность своим мужьям даже в самые трудные минуты жизни. Они стойко выдерживали все, что выпало на их долю, оставаясь при этом верными себе и своим принципам. Среди них — Гулжамал Майлина, Жанбике Шанина, Дамеш Ермекова, Гулбахрам Сейфуллина и другие.

Документальная драма в полной мере позволяет осознать ценность нашей независимости и свободы, в основе которых — кровь предков и слезы целого поколения матерей. Спектакль впитывает в сознание сегодняшнего поколения значение народного единства и понятия духовных ценностей.

"Мама, ты вернешься?"

С первых минут спектакль выбивает зрителя из колеи, словно обещая, что комфортно тут не будет никому — ни артистам, ни аудитории. Во многом благодаря универсальной сценографии: из-за решетки на вас смотрят заключенные, а на этом фоне раздаются детские голоса: "Мамочка, а когда ты вернешься? Я скучаю". И если боль взрослых можно хоть как-то вынести, то плач внезапно осиротевших детей лишает дара речи.

Спектакль показывает лагерный быт — женщины работают в поле, занимаются шитьем и уборкой. Временами ругаются, иногда даже дерутся. Это, конечно, их внутренние разборки. Апофеозом жестокости и бессмысленного насилия становится то, как охранники относятся к заключенным. Пытки, побои, издевательства. Политические заключенные женщины были изолированы, а надзиратели буквально упивались собственной властью. В лагере царило беззаконие. Все это выглядит чудовищно реалистично, но на то и жанр соответствующий — документальная драма.

Но не спешите с выводами о том, будто спектакль нарочно давит на жалость. Нет, он просто показывает реальность такой, какая она была — без прикрас. То, как вы будете реагировать, целиком и полностью зависит от того, насколько у вас развито чувство эмпатии. Однако, даже если вы считаете себя "бесчувственным чурбаном", документальная драма Chanel № 5 не оставит вас равнодушным — ведь это репрезентация травмы всего народа, а значит, травмы каждого из нас.

Премьера зрелищной постановки о жизни заключенных АЛЖИРа состоялась еще в декабре 2021 года — ее посвятили юбилею Независимости. Несмотря на то, что после первого показа прошел целый год, интерес зрителей не спадает до сих пор. Более того, артисты все так же выкладываются на все сто, играют с надрывом и великой скорбью, буквально на пределе. Они показывают зрителям красоту и святость, боль и покой, героизм и страх беззащитных узниц.

В спектакле своеобразно разворачивается звериное злодейство над осужденными женщинами. Испытания осужденных поражают, волнуют, вызывают гнев и боль. Героини проклинают режим сталинской репрессии, требуют свободу и независимость от власти, — комментирует Асхат Маемиров.

Привет из Парижа!

Chanel № 5 — самый знаменитый аромат в истории одноименного модного дома. Его создал русский и французский парфюмер Эрнест Бо в 1921 году. Причем создал не просто "от нечего делать", а по заказу самой Коко Шанель! По легенде, молодая модельер попросила господина Бо создать "искусственный женский аромат, который пахнет Женщиной". Она подчеркнула, что под "искусственным" ароматом подразумевает новый аромат, который был бы создан рукой человека.

А Эрнест Бо между прочим был не последним человеком в мире парфюмерии. В свое время он работал на царский двор, но был вынужден бежать из России после революции 1917 года. Позже он стал первым, кому удалось построить полноценный аромат на основе молекул альдегидов. Для справки: к альдегидам относятся некоторые цветочные запахи, получаемые методом синтеза. В итоге можно химически сделать запах какого-нибудь ладана, не мучаясь в ожидании урожая несколько лет. Или вообще придумать запах "свежести". В итоге господин Бо представил мадемуазель Шанель на выбор десять ароматов, из которых она выбрала пятый. К тому же "пять" всегда было любимым числом Коко Шанель. Отсюда и пошло название шедевра.

Этот "ароматный" шедевр играет в постановке не последнюю роль. Он представляет собой привет из внешнего мира для узниц, маленький признак того, что еще не все потеряно. "Запах надежды" на своей шали принесла французская актриса Жюльетт — прямиком из Парижа. Обитательницы лагеря, вдохнув легендарный аромат, пускаются в приятные воспоминания. Находясь в заключении, некоторые из них совсем забыли, кем были на свободе. Запевая Padam, Padam Эдит Пиаф, в танец пускается Кира Андронникашвили. В этот момент женщина не узница, она вновь становится известной и уважаемой грузинской актрисой. Поправив берет, к импровизированному выступлению присоединяется Наталья Сац. Словно опомнившись от многолетнего забвения, она восклицает: "А я вообще-то режиссер!".

В числе главных героинь Chanel № 5 — детский врач, несколько актрис из разных стран, монахиня, революционерка и жена главнокомандующего русской армии. Они, как и десятки реальных женщин, не потеряли честности, доброты и стремления к жизни, — делится автор постановки Мадина Омарова.

Веселый танец героинь, их радость от внезапного появления любимого многими аромата Chanel № 5 служит передышкой от бесконечной жестокости надзирателей — не только для героинь, но и для впечатлительных зрителей. Однако горькое послевкусие никуда не исчезает. Потому что чувствуешь, что это не проблеск надежды, это пир во время чумы.

Тем не менее, заключенные АЛЖИРа не перестают делиться своими теплыми воспоминаниями и светлыми моментами из прежней жизни. Они не теряют чистоты, доброты и любви, страсти к жизни даже в смутные времена. Их судьба и великая вера в будущее нации — заветное сокровище в истории нашего народа.

Диана Тысымбаева

Новости партнеров