Сегодня можно часто услышать сетования журналистов, ответственных работников и так называемых "простых" людей на некачественную подготовку специалистов. Действительно ли это так, и что следует предпринять для улучшения ситуации? В данной статье мы постараемся разобраться в сути проблемы, а выводы пусть делают сами читатели и уполномоченные государственные органы. Не касаясь других вопросов, хотим остановиться лишь на одном — это цели и задачи частных организаций образования.
Для начала немного статистики.
Согласно официальным данным в Республике Казахстан численность студентов на начало 2022/2023 учебного года составила 578,2 тысячи человек, из которых более 77% учатся в частных вузах.
От общего числа организаций, осуществляющих программы высшего образования, в частной собственности находятся 72,4% организаций, государственной — 25,9%, иностранной — 1,7%.Таким образом, можно видеть, что подавляющие большинство организаций образования являются частными.
Мы должны честно и откровенно признать, что главной целью частных организаций образования является получение прибыли. Мы не собираемся кого-либо осуждать или упрекать за это. Природа вещей такова, что частные организации образования как вид предпринимательства хотят жить, а для этого надо зарабатывать. Предоставление образовательных услуг — это способ привлечения людей и зарабатывания таким путем денег.
Отсюда и получение лицензий на открытие вузов любым способом, затыкание дыр в учебных программах неквалифицированными преподавателями, постоянный пересмотр квалификационных требований к кандидатам на должности профессорско-преподавательского состава в сторону их снижения, снижения требовательности к ППС и самим обучающимся. Соответственно, процесс обучения находится на низком уровне, и на выходе мы получаем то, что сейчас имеем — некомпетентных специалистов.
Научные работы в вузах — это отдельная тема. Достаточно посмотреть планы научных работ, и даже несведущему в этой отрасли человеку станет ясно: мы стоим на грани пропасти. Люди, занимающиеся научно-исследовательскими работами, в большинстве своем не могут отличить научные работы от исследовательских.
Нам могут возразить — во всем мире существуют частные организации образования, и они вносят весомый вклад в развитие своих государств.
Да, это так, но Казахстан находится на стадии построения справедливого государства, и нам надо быстрее формировать свою школу подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов. На наш взгляд, государство должно взять под жесткий контроль систему подготовки кадров, и огромные средства, выделяемые в сферу образования и науки, должны быть использованы максимально эффективно.
Поэтому предлагается на государственном уровне провести аттестацию всех частных организаций высшего и среднего образования, в оставшиеся войти в качестве соучредителей, помочь им встать на ноги, а затем, когда сложится традиция, и вузы встанут твердо и прочно на рельсы качественной подготовки специалистов, пустить их в самостоятельное плавание.
Пользуясь случаем, хотелось бы обратить также внимание и на следующее обстоятельство, имеющее существенное значение для подготовки специалистов. Это требования к преподавателям.
Сейчас при приеме на работу в качестве преподавателей кандидаты предоставляют справки из Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры об отсутствии судимости.
Здесь упускается из внимания такой немаловажный факт, как разграничение между судимостью и привлечением к уголовной ответственности.
Например, человек совершил какое-либо преступное деяние, вину не отрицает, но дело его до суда по различным основаниям не дошло (отказ в возбуждении уголовного дела, прекращение его на стадии предварительного следствия, на стадии предания суду, из-за примирения сторон, из-за отказа потерпевшего писать заявление, вследствие выхода акта об амнистии и по многим другим причинам). На языке юристов — дело прекращено по нереабилитирующим основаниям, но нет приговора суда, и поэтому КПСиСУ вполне обоснованно дает справку об отсутствии судимости. Правильно ли это? Считаем, что это неправильно.
Поэтому во множестве появляются сообщения о том, что то или иное лицо, привлекавшееся к уголовной ответственности, незаконно работает на должности преподавателя.
Значит, необходимо пересмотреть форму запроса кандидатов на должности ППС и провести ревизию личных дел всех работающих преподавателей.
Возможно, кому-то покажется, что проблема, о которой мы говорим, не так актуальна и важна, что есть более весомые вопросы. Но не следует забывать о том, что подготовка качественных, конкурентоспособных кадров — это сохранение суверенитета и безопасности нашего государства, обеспечение благополучия нашего народа.
Нұрғали Мамытов
доктор PhD
Дархан Мынбай,
академик Академии журналистики Казахстана