Могут ли такие скандалы усилить исламофобское настроение?
На днях случился большой скандал в духовном управлении мусульман Казахстана. Главного имама Костанайской области Бахытбека Тажимбета задержали за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Директор Института геополитических исследований, доктор исторических наук Асылбек Избаиров рассказал журналисту Liter.kz о реакции общества, исламофобии и действиях муфтията по этому инциденту.
– Асылбек Каримович, на днях арестовали главного имама Костанайской области за нетрезвую езду, что сильно ударило по авторитету ДУМК. Что вы думаете по этому поводу?
– Конечно, это очень неприятная ситуация и не только для Духовного управления мусульман Казахстана, многие сегодня используют этот повод, чтобы обвинить мусульман в лицемерии в целом. Этому способствует и сама подача новостей, где подчеркивается, что имама пьяным задержали около ночного клуба. Это все инструменты манипулирования общественным сознанием. Если почитать внимательно информацию, то речи о том, что имам посещал ночной клуб, нет, просто его автомобиль, ехавший по дороге мимо этого заведения, остановили сотрудники дорожной полиции.
Что касается нетрезвости, то у меня есть ощущение, что общество поторопилось осудить имама. Мы все знаем, что кумыс действительно может вызывать определенные показания алкотестера – при том, что по всем параметрам алкоголем не является. Об этом широко известно многим автолюбителям и тем, кто любит наш национальный напиток. Что касается того, что представители полиции заявляют, что показатели алкотестера показали уровень, превышающий показатели употребление кумыса, то тут тоже есть почва для сомнений.
Во-первых, потому что многие из нас не раз сталкивались с нечистыми на руку представителями полиции, которые вначале пытаются получить взятку, а получив отказ, “идут на принцип” и могут раздуть любое мелкое нарушение. Во-вторых, потому что у нас нет и еще две недели не будет возможности выслушать вторую сторону, поскольку человека уже арестовали на 15 суток. Между тем мы также знаем и то, как проходят судебные заседания по дорожным происшествиям – в режиме конвейера, и часто судьи даже не дают обвиняемому в нарушениях элементарно объясниться, огласить свои возражения.
Между тем ислам учит нас не думать плохо про своих братьев, пока мы в состоянии найти им оправдания, а даже если мы оправданий найти не можем, мы должны исходить из того, что они есть.
Мы знаем только, что сам имам вину не признал и настаивает на том, что не употреблял алкоголь, поэтому тут, наверное, уместны будут слова из христианской Библии, где Христос говорит тем, кто привел на расправу блудницу: “Пусть тот из вас, кто без греха, первым бросит в нее камень”.
Поэтому я бы не торопился говорить, что имамы сами не соблюдают требования ислама. В Духовном управлении мусульман Казахстана работает около семи тысяч человек, и процент нарушений в нем, уверен, куда ниже, чем в среде чиновников, сотрудников правоохранительных органов, но никто же не говорит о том, что нам нужно отменять госслужбу, разогнать правоохранительные органы, правда? Конечно, этот случай – великолепная тема для пересудов с исламофобским оттенком. И такие вещи почему-то появляются буквально каждый день. То кто-то не успевает платок надеть, начинает делать провокационные заявления, то какой-нибудь певец вдруг что-то скажет, то еще что-то подобное. На поверку же часто выявляется, что как минимум часть таких случаев – это спланированные провокации. Поэтому в этой ситуации самое разумное – это не делать никаких выводов, пока нет возможности выслушать обе стороны, иначе все это будет совсем не про справедливость.
– В ДУМК на инцидент отреагировали увольнением и извинениями. Если такая же ситуация произошла за рубежом, как бы их духовная организация отреагировала?
– Конечно, было бы логично ожидать, что муфтият как-то вступиться за своего сотрудника, но там решили поступить по принципу “жена Цезаря (должна быть) вне подозрений”, и пошли на публичные извинения и увольнение имама, чтобы максимально очистить репутацию организации, представляющей интересы ислама в Казахстане. Это тоже можно понять, поскольку честь религии дороже имени человека.
В этой ситуации вспоминается такой поучительный случай. Имам Бухари, собиратель хадисов и автор самого широкого достоверного их сборника, путешествовал по морю на корабле. В поездке он познакомился с попутчиком, видимо, очень харизматичным и располагающим к себе человеком. Поддавшись его очарованию, имам поведал, что везет с собой тысячу золотых динаров, огромная по тем временам сумма, на которую можно было построить, наверное, небольшой город. И вот этот мошенник начал кричать, что его обокрали, стащили тысячу золотых динаров. Капитан корабля был обязан разобраться, и распорядился обыскать всех пассажиров, благо такую большую сумму в золоте на корабле просто некуда спрятать. Моряки обыскали всех, и в том числе имама Бухари, но ничего не нашли. В итоге мошеннику дали палок за ложь. После того как корабль прибыл к месту назначения и все пассажиры сошли на берег, у того человека достало совести догнать имама и спросить его, куда делись деньги. Он спокойно ответил, что выкинул их в море. В ответ на изумление мошенника, имам Бухари пояснил, что не мог подвергать свою репутацию даже тени подозрений, поскольку он собирает хадисы и этим очищает религию Аллаха от лжи. Думаю, что ДУМК также руководствовались чем-то подобным, уволив имама и принеся обществу извинения. Думаю, что это в целом хороший пример принципиальности и для государственных служащих – вместо того чтобы ограждать “своих” от обвинений, организация их увольняет.
На счет того, как поступили бы за рубежом, это сложный вопрос, прежде всего потому, что случаев задержаний имамов по подозрению в пьяном вождении практически не было. Как правило, любой служитель мечети, если делает что-то неподобающее, покидает свое место, и это – общая практика. Куда чаще мы встречаем сообщения о том, что в состоянии алкогольного опьянения за руль садятся и провоцируют ДТП, в том числе и со смертельными случаями, представители других конфессий.
– После этой неприятной ситуации в обществе некоторые требуют увольнения муфтия страны. По вашему мнению, должен ли муфтий подать в отставку?
– Я не думаю, что этот случай. Духовное управление мусульман Казахстана – общественная организация, руководитель которой избирается на Курултае, а не назначается. В этой ситуации, если члены ДУМК поставят вопрос о том, что необходимо избрать нового руководителя, то будет собран Курултай и его делегаты будут голосовать. Понятно, что внутри ДУМК есть разные фракции, государство также имеет влияние на эту организацию, и если сложится определенный консенсус по поводу того, что должны быть такие перестановки, это произойдет. Но пока я не вижу признаков, которые бы говорили о том, что мы можем ожидать подобное.
Вопрос, я думаю, заключается не в персоналиях, а в том, чтобы ДУМК утвердился в роли важного социального института, который бы работал на укрепление стабильности и развитие страны. Для этого, возможно, организация должна реформировать свою работу, найти формат, соответствующий духу времени, текущим вызовам в стране. Такая работа тоже ведется, но опять же тут важно не выплеснуть воду вместе с младенцем и не лишиться хотя бы какой-то мусульманской репрезентативной институции в лице муфтията, если пойти на поводу у тех, кто требует вовсе распустить и избавиться от ДУМК. В этом плане мы не должны забывать о том, что светскость нашего общества заключается не только в том, что оно ограждает религию от влияния на государство, но также и в том, что государство также не должно замещать собой религиозные институты.
– После этого случая авторитет наших имамов заметно пошатнулся. Как дальше будет развиваться ситуация? Не приведет ли это к исламофобии?
– Исламофобия в Казахстане очень слабо связана с ошибками или проступками имамов. Как я уже много раз говорил, очень часто целые волны антимусульманских инициатив и высказываний следуют за поведением совершенно никому не известных персонажей, которые делают провокационные акции в социальных сетях. Причем сами такие провокаторы, судя по некоторым признакам, вовсе не являются практикующими мусульманами, а просто отыгрывают свои роли, как актеры. Кроме того, видно как подобные вещи встроены в международную повестку, например, запреты хиджабов и никабов одновременно с Казахстаном обсуждаются или уже приняты в России и Таджикистане. То, что такие скандалы, без сомнения, усиливают исламофобские проявления, это правда, но не они их вызывают, корни антиисламских инициатив, без сомнения, глубже и в целом завязаны на покушение на стабильность и государственность таких стран, как Казахстан.
Что касается авторитетности официальных мусульманских структур, то это, конечно, вопрос конкретной аудитории. В городской среде, особенно молодежной, урбанизированной во втором-третьем поколении, уровень доверия к имамам один, в сельской – совсем другой. Есть даже интересные заметки в социальных сетях о том, что если раньше самым большим авторитетом на селе (после председателя колхоза/совхоза) пользовался директор школы, которому всегда давали первое слово, слушали его наставления, то теперь это местный имам. То есть в сельской среде авторитет имамов за последние десятилетия только вырос. Кроме того, в последние годы возникла целая плеяда активных проповедников ханафитского мазхаба, получивших в социальных сетях огромную аудиторию, с сотнями тысяч подписчиков. Даже если не все они сегодня занимают официальные должности, ДУМК контролирует их активность, и сказать, что это просто организация, занимающаяся ритуальными услугами, было бы глубоким заблуждением.
Другое дело, как я уже говорил выше, что время не стоит на месте, технологии, общественный прогресс, геополитические условия меняются у нас на глазах. Нынешние люди за время своей жизни застали больше изменений, чем сотни поколений до нас, а возможно и тысячи. На этом фоне любая организация должна быть готова на ходу менять принципы и формы своей работы, чтобы сохранить актуальность и влияние. И тут муфтият, конечно, не исключение.