ЧС – это не только стихия, но и ее последствия

Редакция Liter.kz

Как противостоять паводкам, возможно ли управлять природной стихией, и какова роль волонтеров в этой ситуации? Об этом говорили участники семинара по чрезвычайным ситуациям, который прошел в Nazarbayev University.

Международные эксперты по различным природным бедствиям, включая наводнения, землетрясения, лесные пожары и эпидемии, собрались в рамках дискуссии онлайн и оффлайн, чтобы поделиться своим видением и дать оценку сегодняшней ситуации в Казахстане.

– Масштабные наводнения 2024 года вызваны двумя основными факторами: очень снежной зимой и аномально теплым мартом в истории страны и планеты, – говорит выпускница NU по специальности «гражданское строительство», инженер по рискам наводнений Рената Садртдинова. – В Казахстане среднемесячная температура в марте этого года была выше на 1.2 градуса, и эта тенденция в последующие годы сохранится, поэтому властям надо перестраивать всю систему защиты от паводков, ремонтировать инфраструктуру и налаживать мониторинг для уменьшения рисков от большой воды.

Эксперт отметила, что Казахстану нужно изучать Flow Control Systems, то есть подготовленные заранее механизмы защиты и замедления потока в связи с высокой скоростью нынешних потоков. Также в регионах важно развивать комплексную систему управления наводнениями на примере зарубежного опыта.

В самых паводкоопасных регионах, таких как Северо-Казахстанская, Восточно-Казахстанская, Западно-Казахстанская, Акмолинская, Атырауская области, нужны свои местные схемы защиты, применимые к территориальным особенностям. Также немаловажно проводить обучение населения, выстроить системы мониторинга и оповещения граждан, отметила в своем выступлении Рената Садртдинова.

– У нас есть накопленные исторические данные, но они не оцифрованы и в лучшем случае лежат где-то в архивах. Если бы они были в открытом доступе, то уже сейчас можно было бы добавить Казахстан в проект Google Flood Hub. Эти данные позволяют открыто обсуждать строительство в таких местах в целом, – говорит инженер по рискам наводнений.

Участники встречи также обратили внимание на возможные риски от наводнений на здоровье населения, в том числе ментальное. Доктор Антонио Саррия-Сантамера, профессор NU, считает, что во избежание всплеска гастроэнтерологических заболеваний главным и незамедлительным действием является доступ к чистой воде для людей, находящихся сейчас в эвакуационных зонах. В таких ситуациях чистая вода даже важнее еды. Пути решения – обеспечение доступа к бутилированной очищенной воде, местная очистка воды, кипячение.

Это разъясняют местным жителям и волонтеры, о работе которых рассказала Татьяна Миронюк, исполнительный директор Национальной волонтерской сети Казахстана.

– Чем занимаемся мы сейчас? Во-первых, это подготовка волонтеров и выработка алгоритмов. Даже гуманитарный груз нужно собирать правильно, очень многие об этом не задумываются: как сортировать, как маркировать, отправлять, потому что сейчас в регионы отправляется большое количество грузов. Представьте: приходит такая огромная фура, полная, и оттуда вываливаются вещи абсолютно несортированные… Поэтому нам заранее нужно обучать, как собирать гумпомощь, и у нас есть алгоритмы. Даже если нет времени, нужно подготовиться и прочитать этот алгоритм, – рассказывает главный волонтер страны. – Кроме того, нужно подготовить адреса складов заранее. К сожалению, только в Костанае (после пожаров в 2021 году) были подготовлены адреса складов, где можно сортировать помощь, есть подъезды для грузоподъемных машин, помещения большие и помещения продуктовые, где можно хранить еду. По всей стране этого нет, и мы стремимся к тому, чтобы везде были такие условия на случай ЧС.

Опыт работы в условиях ЧС волонтеры приобрели в период пандемии, рассказала участникам встречи Татьяна Миронюк.

–Тогда мы столкнулись с тем, что страна не готова к волонтерской волне. Ковид, землетрясение в Турции, пожары в Костанайской и Абайской областях – во всех этих случаях волонтерам было сложно осуществлять свою деятельность без соответствующего доступа в закрытые зоны.

Поэтому, что делают сейчас волонтеры: они оказывают помощь в ликвидации последствий ЧС, но не имеют права на ликвидацию самого ЧС. Они сейчас спасают мальки там, где вода начинает сходить, потому что популяцию восстановить потом будет сложно. Занимаются восстановительными работами, сушат дома, об этом, кстати, мало кто задумывается. Волонтеры помогают потерпевшим собрать необходимые документы для получения компенсации, мы запустили специальную акцию, потому что в срок за 30 дней нужно подать документы. А представьте, что вас переселили, у вас нет документов и вещей, а вам нужно подать заявку на восстановление жилища… В поселках нет ЭЦП, потому что им он не был нужен, – говорит она.

Татьяна Миронюк еще раз напомнила, что в зонах эвакуации сейчас особенно нужны матрасы, лодки, резиновые сапоги, медикаменты, средства гигиены и обогреватели.

Засуха летом и наводнения ранней весной – это то, с чем властям, научному и экспертному сообществу, народу в целом нужно научиться справляться и минимизировать риски. К такому выводу пришли участники семинара.

Миргуль Джилкишинова

Поделиться