Что больше всего угрожает банковским карточкам казахстанцев

Узнайте о распространенных финансовых махинациях.
Жулдыз Жапарова

Сегодня почти каждый казахстанец хранит деньги на банковской карточке либо в мобильном телефоне - время толстых и красивых портмоне уходит. С одной стороны подобные «электронные кошельки» считаются очень безопасными, потому что деньги защищены банком или оператором связи, но с другой стороны есть много финансовых махинаций, о которых следует знать каждому, чтобы обезопасить себя от мошенников. Подробнее рассказала FinGramota.

Одними из самых распространенных видов финансовых махинаций в Казахстане являются фишинг и вишинг. Помните, что подходы могут быть разными, но цель у злодеев одна - завладеть вашими деньгами.

Фишинг

Фишинг – это получение персональных данных, информации о счетах граждан или доступа к ним через различные инструменты.

Для этого злоумышленники используют фишинговые сайты, e-mail-рассылки, всплывающие окна, таргетированную рекламу, сообщения в мессенджерах.

Чаще всего казахстанцы подвергаются опасности, когда самостоятельно переходят по незнакомым ссылками или еще хуже – устанавливают по ним программное обеспечение. Такие программы почти в 100% случаев могут нанести вред вашему компьютеру и кошельку.

Частенько сетевые сетевые махинаторы создают клон популярного интернет-магазина, сайта банка либо социальной сети, чтобы получить реквизиты платежных карт - это так называемый фишинговый сайт. Ссылки на созданный "инструмент" распространяют через заранее подготовленную базу почтовых адресов, в числе которых может оказаться и ваша электронка.

Кстати, в ноябре 2020 года казахстанцы стали попадаться на новый вид "развода" на OLX. Он как раз таки предполагал внедрение через фишинговый сайт. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

"Чтобы знать, как бороться с фишинговыми сайтами, необходимо иметь минимальные знания об Интернете, правилах его использования и методах защиты информации. Одним из простых защитных механизмов является протокол защиты. Иными словами, адрес интересующего вас сайта должен начинаться с https://, а не с http://", - отметили эксперты FinGramota.

Но даже если вы не распознали фишинг с первого взгляда, есть простые базовые правила, которые позволяют не угодить в финансовую ловушку. Первое, что должно насторожить, если вы на сайт все-таки прошли, – это предложение предложение/просьба ввести свои персональные данные, в том числе реквизиты платежных карт, включая CVV-код (трехзначный номер на тыльной стороне карты). Уже на этом этапе нужно остановиться и немедленно покинуть сайт, сменив затем свой пароль.

Обязательно фильтруйте подозрительные письма. Открывать их, переходить по ссылкам или запускать исполняемые файлы ни в коем случае нельзя.

Если вы осуществляете банковские или иные финансовые операции, не пользуйтесь открытыми точками доступа Wi-fi. И? конечно же, никому не сообщайте свои конфиденциальные сведения: паспортные данные и реквизиты перевода (особенно секретный код перевода).

Злоумышленники могут позвонить вам на телефон напрямую и представиться банковским сотрудником. При этом они грамотно и уверенно изъясняются, используя банковскую терминологию. К примеру, мошенники заявляют, что по платежной карте обнаружены подозрительные операции, а чтобы их «заблокировать», необходимо якобы вбить в систему данные владельца карты: ИИН, номер телефона, к которому привязана карта, номер банковской карты, номер текущего или сберегательного счета.

Бывали случаи, когда казахстанцы указывали все данные, в том числе и реквизиты. После этого им приходило SMS-сообщение с кодом. Все как в реальности. Мошенники в данном случае просят продиктовать код или набрать его в тоновом режиме на телефоне - якобы для блокирования перевода денег. После получения кода мошенники, как правило, меняют номер телефона в интернет-банкинге клиента и выводят деньги со счетов.

Вишинг

Другой вид мошенничества – вишинг. Это телефонное мошенничество с целью похищения конфиденциальной информации клиентов банков. Финансовые мошенники могут также использовать систему голосовой биометрии, чтобы получить доступ к счетам или оформить кредит.

Что делать в такой ситуации? Правильнее всего будет закончить разговор и позвонить в обслуживающий банк, чтобы уточнить информацию. Желательно также посетить ближайшее отделение банка и написать заявление о попытке мошеннических атак на ваши счета.

"Помните, что существует регламент действий сотрудников банков, в соответствии с которым они никогда не звонят первыми клиенту с требованием предоставить данные по карте, либо коды, полученные посредством SMS. Любое общение по данным вопросам инициируется исключительно клиентом", - предупреждают эксперты.

Если мошенник владеет достаточной информацией о вас, он может от вашего имени покупать товары и услуги, открывать новые счета, переводить деньги или подавать заявки на получение кредитов. Поэтому, чтобы обезопасить себя, необходимо соблюдать ряд простых, но в то же время эффективных правил:

используйте функции безопасности вашего компьютера и мобильных устройств (антивирусная защита, сложные составные пароли и прочее);

не публикуйте личные и банковские данные в Интернете (форумы, социальные сети и так далее);

не доверяйте звонкам от незнакомцев, которые представляются сотрудниками финансовых организаций, и не раскрывайте им свои персональные данные, особенно PIN-код, CVV-код;

не открывайте электронные письма, полученные от неизвестных или подозрительных адресов, не переходите по сомнительным ссылкам;

заведите отдельную карту для интернет-покупок; перед совершением онлайн-покупки, убедитесь что сайт, на котором вы находитесь, действительно принадлежит интернет-магазину, и его адрес начинается с https://, а не с http://;

подключите сервис SMS-уведомлений к своим платежным картам;

никогда не отключайте функцию 3D-Secure на вашей платежной карте;

не храните PIN-коды вместе с карточками и, конечно же, не разглашайте их никому;

не передавайте свои банковские карты третьим лицам (даже родственникам), в том числе для проведения платежей в кафе и ресторанах;

заканчивайте разговор и бросайте трубку, если вам кажется, что звонит мошенник.

9 марта 2021 года стало известно, что казахстанцы в январе 2021 года отдали мошенникам 1,8 млрд тенге. Главные схемы обмана можно узнать здесь.

3 марта банки Казахстана сделали совместное обращение и рассказали, как не пострадать от мошенников.

В конце февраля в Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка рассказали о новом виде мошенничества. Теперь злоумышленники предлагают быстро исправить кредитную историю.

Новости партнеров