Общественники Северо-Казахстанской области предлагают Министерству образования включить в учебную программу труд, только не «художественный», как сегодня, а обычный физический.
Чтобы полюбить трудиться, нужно иметь хотя бы элементарные навыки, считают члены областного Общественного совета.
Еще в феврале на одном из заседаний Общественного совета Северо-Казахстанской области обсудили вопрос трудового воспитания подрастающего поколения, а споры родителей по этому вопросу не утихают до сих пор. Некоторых возмутила сама постановка вопроса о «четвертой трудовой четверти», другие согласились, что элементарные трудовые навыки непременно пригодятся в жизни их детям, каких бы высот они не достигли.
Вместо не вполне понятной дисциплины «Художественный труд», который является неким симбиозом уроков рисования и труда, общественники предлагают вернуть уроки «нормального» труда, который исключили из стандартов системы образования Казахстана после 2016 года.
– Не будет большой беды, если к школьникам вернется обязанность убирать за собой, мыть пол в классе, – считают члены Общественного совета. – Но чтобы защитить педагогов от возможных жалоб некоторых родителей, отрицающих необходимость общественно-полезного труда, которые доходят вплоть до профильного министерства, необходимо юридически закрепить необходимость проведения в учебных заведениях субботников-воскресников и отработок, а также вернуть отдельную дисциплину «Труд». То есть включить ее в общеобразовательный стандарт.
Для обсуждения проблем трудового воспитания члены Общественного совета встречались с директорами и членами попечительских советов школ Петропавловска. В результате выяснилось, что в некоторых учебных заведениях сохранились такие уроки труда, где девочек учат шитью, кулинарии, а мальчиков – пользоваться молотком и пилой. Только оборудование в учебных заведениях еще времен Советского Союза. Так что прежде чем воскрешать такие уроки, нужно всерьез озаботиться оснащением школ необходимым современным оборудованием, чтобы детям было интересно заниматься.
Некоторые учебные заведения Северо-Казахстанской области пошли еще дальше, чем просто заинтересовать детей уроками труда. ТОО «Радуга», например, весьма успешно занимается трудовым воспитанием учащихся из пригородного села Бесколь в союзе с местной школой. Начали с создания учебно-производственного комбината при подшефной школе, старшеклассники которой работали после уроков, выполняя простые заказы производства, и получали за это заработную плату. А потом руководство предприятия вообще решило открыть в селе собственный колледж, где до 80% учебного процесса – это практика на производстве. Таким образом была решена проблема трудового воспитания, профессиональной ориентации и восполнения дефицита кадров. А детям, которые хотят учиться дальше, предприятие предоставляет такую возможность, оплачивая учебу в институтах и университетах.