Сейчас владеть нефтью хуже, чем не владеть ею - эксперты о ситуации в нефтегазовом секторе

Редакция "Литер"

20 апреля произошло рекордное падение цены на американскую нефть марки WTI до минус 37 долларов за баррель. Через день после «черного» для отрасли понедельника, упала в цене - до 15,99 доллара за баррель - нефть марки Brent. Такого не было с конца 90-х годов прошлого века. Случившееся подвергло в шок не только нефтяной, но и финансовый рынок - как итог произошло падение национальных валют многих нефтяных экономик. Не стал исключением и Казахстан. Корреспондент Liter.kz поговорила с экспертами-экономистами чтобы узнать у них, как падение цен на нефть скажется на казахстанской экономике.

Аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане Андрей Чеботарев связывает падение мирового спроса на нефть с переизбытком предложения на рынке, которая в свою очередь сформировалась на фоне карантинных мер из-за коронавируса. При этом до старта сделки ОПЕК+ еще девять дней, а нефть уже хранить негде.

«Мировой спрос сильно снижается из-за коронавируса - у нас самолеты не летают, машины не ездят. Топливо не используется из-за того, что большая часть мира закрыта в домах и карантинах. Плюс тепло уже стало почти везде и топливо меньше используется для отопления», - сказал он.

А конкретно к «черному» понедельнику на нефтяном рынке привела, с его слов, ситуация с фьючерсами на нефть WTI (американскую нефть - прим.ред.).

«Напрямую она на нас никак не влияет, но в понедельник произошло экстравагантное для всего финансового и нефтяного рынка событие - впервые в истории цена на один из нефтяных контрактов, конкретно на майский фьючерс (это так называемый контракт под будущую поставку - прим.ред.) упал до нуля, а потом опустился ниже нуля. Такого никогда не было. Почему такое произошло? Потому что сейчас владеть нефтью хуже, чем не владеть ею. Если ты владеешь ею, то этот контракт нужно исполнить, а это значит, что эту нефть где-то нужно хранить, а хранить ее негде. При этом те же американские компании считают, что им выгоднее продать себе в убыток, даже по отрицательной цене, чтобы не останавливать производство, продолжать работать, потому что не все нефтяные скважины можно безопасно остановить, и не все можно потом восстановить. Это то, что будет ждать, например, Казахстан, скорее всего, потому что часть наших старых скважин не останавливаемые вообще, и если их остановить, то потом их назад вернуть будет невозможно», - считает эксперт.

Усугубляет ситуацию, как отметил Чеботарев, и тот факт, что многие не верят в то, что ситуация с Covid-19 разрешится к концу мая. И в итоге, вслед за майскими «полетели» и июньские фьючерсы. Между тем, по прогнозам эксперта, цены на нефть к началу сделки ОПЕК+ должны вернуться к уровню 20-25 долларов за баррель, а после выхода из карантина не только в Казахстане, но и в европейских странах и Америке, в первую очередь, рынки быстро вернутся к росту. Оптимистический прогноз - восстановление цены сегодня-завтра до 20 и 21 доллара за баррель и выше после начала действия сделки ОПЕК, и когда страны начнут выходить из карантина. Возможен и рост до 25-30 долларов за баррель, как это прогнозировало Правительство Казахстана.

«Все будет зависеть от того, насколько быстро мы победим вирус, и насколько быстро экономика будет возрождаться после этого. В принципе, Китай демонстрирует быстрое возрождение экономики, часть индексов у них хорошо растет и это вселяет уверенность... Но для начала все равно будут «проедать» накопленный запас, который сейчас многие складывают в хранилищах, то есть спрос на нефть не восстановиться быстро, но когда карантины будут сняты, то виден будет свет в конце тоннеля. А пока этого света нет и то, что считалось три месяца назад невозможным - отрицательная цена, причем до -40 долларов за баррель, теперь возможно и это также довлеет над рынком. Такая некая депрессия, потому что такого не было никогда, и никто не думал, что такое возможно. Депрессия есть: Bank of America заявил, что если США не победит коронавирус, то июньские фьючерсы может ожидать отрицательная цена», - пояснил спикер.

При этом он подчеркнул, что ослабление курса тенге нельзя назвать обвалом. Падение цены на майский фьючерс напрямую не повлияло на нацвалюту.

«Пока ослабление выглядит умеренно, то есть нефть упала сильнее, чем ослаб тенге. Судя по объему торгов, Нацбанк поддерживал валюту. И российский Центральный банк рекордно поддерживал рубль в понедельник. Это говорит о том, что правительство надеется и верить, что такие очень низкие цены - это вопрос нескольких дней, максимум недель. Такая цена не выгодна никому, и долго продержаться она не может», - отметил Андрей Чеботарев.

Другой экономист, Сергей Смирнов, считает, что Казахстан и Россию устроило бы, если бы к концу года цена на «черное» золото поднялась до 40 долларов за баррель, и чтобы она в последующем сохранялась на этом уровне.

«При 25 долларах за баррель наши экспортеры нефти не платят экспортно-таможенную пошлину. Она обнуляется. Соответственно, обнуляются поступления в бюджет со всеми вытекающими отсюда последствиями. То есть поступления в бюджет от нефтяного сектора резко сократятся. Это отразится и на курсе тенге, что бы там наши власти не говорили. Сейчас они как-то искусственно ее поддерживают. Все обменники закрыты, и народ не может скупить иностранную валюту при всем желании. Это также поддерживает национальную валюту, то есть, несмотря на то, что цена на нефть заметно упала, курс доллара ранее чуть ли не до 500 доходил, а сейчас где-то на уровне 430 (тенге за один1 доллар - прим.ред.)», - пояснил Смирнов.

Между тем цена на нефть может подняться. По словам Смирнова, это возможно если к лету снимут карантин в мире и когда мировая экономика начнет восстанавливаться. Но тут же добавил, что многие эксперты прогнозируют возникновение второй вспышки коронавируса осенью. В этом случае глобальная экономика пойдет по самому пессимистическому сценарию.

Автор: Мадина Мамырханова. 

Поделиться