Да здравствует король!

Редакция Liter.kz

"Пап... Пап, вставай, ну вставай же! Пап, идем домой...", — плачет испуганный Симба, когда его отец Муфаса — великий царь зверей — героически погибает, спасая сына от разъяренного стада антилоп. Эта сцена из "Короля Льва" заставила рыдать не одно поколение как детей, так и взрослых. А теперь представьте, какие эмоции может вызвать это печальное зрелище в живой атмосфере театра. Когда беззащитного малыша Симбу играет настоящий мальчик, оплакивая смерть сценического отца перед широкой публикой. Однако представлять и не потребуется, ведь "Король Лев" по сценарию Ирен Меччи — бессменный спектакль в репертуаре столичного поисково-экспериментального театра "Синтез". Недавно независимый театр выступил с этой постановкой на большой сцене Государственного театра драмы и комедии им. Азербайжана Мамбетова.

"Начинать никогда не поздно"

Экспериментальный независимый театр "Синтез" — один из самых молодых храмов культуры в Астане. Он был основан всего три года назад. На самом деле, изначально это была школа театра и кино, в стенах которой и зародился сам театр. Воспитанники всех возрастов обучались актерскому мастерству под чутким руководством основателя школы Мухтара Дунгешова. Однако учиться можно хоть всю жизнь, но без практики, как говорится, никуда. Поэтому учащиеся школы постепенно начали примерять на себя свою самую главную роль — роль настоящих актеров. Ставили спектакли в узком кругу — для родственников, друзей и близких. Показывали свой талант друг другу, подмечали ошибки и учились дальше. Но 2021 год стал для театра историческим — труппа начала показывать свои постановки жителям столицы.

К нам приходили очень талантливые дети и подростки, поэтому мы стали пробовать ставить уже более профессиональные спектакли. Так сказать, проба. Первый наш спектакль назывался "45″, он основан на словах назидания Абая. Мы его поставили в современном формате. Вышло шикарно и интересно, — вспоминает художественный руководитель театра Мухтар Дунгешов.

Постепенно "Синтез" завоевал сердца ценителей независимого искусства и приобрел широкий круг поклонников. Некоторые спектакли из репертуара собирают аншлаги, что высоко ценится как руководством театра, так и молодой труппой артистов. Вообще, театр можно обозначить как место для творческого самовыражения талантливых актеров, стремящихся раскрыть свой потенциал в абсолютно разных формах и направлениях. Экспериментальный дух коллектива проявляется буквально во всем. Например, вы не заметите строгого разграничения в театральных жанрах, которые применяет режиссер. Даже тот же "Король Лев" поставлен на стыке драмы, мюзикла и комедии. Недаром и название театра такое, ведь синтез — это процесс объединения тех вещей, которые прежде были разрознены или же считались несочетаемыми. Коллектив театра пробует новое посредством различных методик повествования и способов передачи чувств и эмоций. Помимо "взрослых" спектаклей со сложным социальным подтекстом, поисково-экспериментальный театр предлагает аудитории и развивающие детские постановки.
Между тем большинство спектаклей в театре проходит на русском и казахском языках. Иногда даже вперемешку. Режиссер "Синтеза" рассказывает, что в будущем планируется ввести и третий язык — английский.

Мы отличаемся тем, что у нас играют дети, подростки и взрослые. Второе отличие — в том, что мы играем на двух языках, русском и казахском. Еще планируем на английском языке поставить. Третье отличие — это камерные спектакли. Здание нашего театра совсем небольшое, 100 квадратных метров, туда помещается 90 человек. Там мы и ставим спектакли, — поясняет основатель театра.

Действительно, если вновь обратиться к "Королю Льву", то невозможно не заметить, что наряду с совсем юными актерами, которые только начинают свой театральный путь, выступают взрослые, состоявшиеся артисты. Однако и последние тоже могут быть из тех, кто только открыл в себе творческое начало — в уютном камерном театре можно начать играть в любом возрасте.

Они не являются профессионалами, но среди них есть те, которые обучаются в университете "Шабыт" на факультете актерского искусства. Также есть те, которые вообще не являются представителями этого направления, но играют не хуже профессионалов. Никогда не поздно пробовать то, что тебе нравится, если это то, о чем ты когда-то мечтал. Мы, как частный театр, готовы работать с теми людьми, которые имеют, в первую очередь, желание. Время покажет, на что они способны, — отмечает Мухтар Дунгешов.

Однако трудностей в таком случае не избежать. А в особенности с более взрослыми артистами. Ведь у всех своя жизнь, которая не уходит на второй план, даже если ты актер театра. Режиссер "Синтеза" делится, что в старшем составе труппы иногда происходит замена артистов — кто-то уезжает в командировку, кто-то отдает предпочтение основной работе или семье. Но даже тут есть свое преимущество — в театре всегда найдется вакантное место для желающих.

Мы не можем их поймать, и приходится заменять, — смеется режиссер.

"Первая большая сцена"

Как ранее упомянул Мухтар Дунгешов, здание театра совсем небольшое, поэтому и вместимость соответствующая. Так что театр "Синтез" можно считать камерным. Само слово "камерный" в театральном жаргоне никак не связано с теми камерами, которые фотографируют или снимают видео. Скорее с камерами, которые можно встретить в местах не столь отдаленных. Это, конечно, шутка, но в каждой шутке есть доля правды. На самом деле, слово "камерный" происходит сразу от двух языков — английского и французского: "chamber" и "chambre" в переводе имеют одно значение — комната, небольшое по размерам помещение. Именно поэтому камерные театры отличаются особой "интимной" атмосферой и уютом.

Есть камерный театр, есть большой театр. Большой театр все-таки требует от актеров, от коллектива выступающих другого подхода. А мы привыкли выступать в своих камерных спектаклях. Если это смотреть в нашем театре, то там оно более зрелищно и еще больше трогает душу, — говорит Мухтар Дунгешов.

Однако на один вечер "Синтезу" пришлось покинуть родные стены, чтобы выступить на большой государственной сцене — в театре драмы и комедии имени Азербайжана Мамбетова.

Наша первая большая сцена. Конечно же, у профессиональной сцены есть своя особенная энергетика. Ощущения абсолютно другие, эмоции зашкаливают. Заряд энергии очень высокий. Но было небольшое волнение из-за того, что было мало времени для репетиции. Помимо актерской репетиции есть такое понятие, как техническая репетиция. Это когда мы репетируем со светом, музыкой и декорациями. Все это надо связать в одну единую художественную целостность. В этом плане нам нужно было все успеть. Но, я думаю, мы справились, — поделился впечатлениями актер театра "Синтез" Беймбет Наурызбаев.

Для дебюта на новой для труппы территории был избран "Король Лев", основанный на сценарии американского драматурга Ирен Меччи. Многим известен одноименный мультфильм 1994 года от Disney — крупнейшей компании в индустрии развлечений. Затем в 2019 году свет увидела киноверсия шедевра. Посредством графики CGI нарисованные жители саванны стали трехмерными, пушистыми и очень реалистичными. Но театр подготовил для зрителей нечто совсем новое, и такой интерпретации мы еще не видели.

Мы выбрали "Короля Льва", потому что это классика, которую мы ставим вот уже три года. Я считаю, что темы, которые затрагивает именно эта пьеса, являются актуальными и жизненными. Например, борьба за власть. Это всегда было и будет. Но для меня на первый план вышли отношения отца и сына. Самая трогательная сцена — смерть Муфасы, когда ребенок теряет отца. Именно это мы вывели на первый план, — подчеркнул Мухтар Дунгешов.

Однако это не главная особенность спектакля. Его оригинальность заключается в том, что персонажи "Короля Льва" Мухтара Дунгешова — не совсем животные. Но и не совсем люди. Художественный руководитель "Синтеза" объясняет, что многие театры представляют в качестве персонажей именно животных. Например, в репертуаре того же театра имени Азербайжана Мамбетова есть "Арыстан патша", это постановка на казахском языке. Артисты в масках львов, гиен и антилоп играют именно животных. Но то, что делает "Синтез", называется "хуманизацией". Простыми словами, это художественное изображение каких-либо неодушевленных (или одушевленных) вещей в виде человека. То есть "оживление", например, предметов, растений, животных или мифологических существ, наделение их человеческими качествами.

Не сказать, что они полностью как люди. Мы называем это "хуманизация", то есть мы старались, самое главное, оставить образ этих персонажей. Внешний облик сделали по-своему, ведь это тоже наша оригинальность, — добавляет режиссер.
Вы не увидите в образе Муфасы пышной гривы или когтистых лап. Нет, Король появляется на сцене в роскошном белом одеянии с золотыми вставками. Лишь его грим напоминает нам о том, что это вообще-то лев. Что касается его брата-злодея, самопровозглашенного наследника короны Шрама, то для создания его облика костюмеры явно вдохновились нарядами стереотипных хулиганов. Черная кожаная куртка, грубые ботинки, цепи, меха. Редкому зрителю, не знакомому с сюжетом "Короля Льва", сразу станет понятно, что перед ним "плохой парень".

Что еще удивляет в новом переосмыслении знакомого сюжета, так это огромное количество акробатических элементов. Артисты совершали кувырки, изображали драки, нападали друг на друга. Зная, что это непрофессиональные актеры, невольно испытываешь беспокойство за их физическое благополучие. Но Мухтар Дунгешов поспешил заверить, что с труппой все в порядке — их обучал специально приглашенный акробат из цирка.

Учитывая возможности наших ребят, мы выбрали именно те трюки, которые были минимально травмоопасными. Специалист-акробат показывал нам и другие, более сложные трюки, но они были опасными и трудными, поэтому мы не стали их брать для спектакля. Чтобы не рисковать, — рассказывает он.

"Злодеев тоже можно понять"

В диснеевском "Короле Льве" главным героем, конечно же, является львенок Симба — юный, игривый и полный энергии наследник престола. Едва потеряв отца, он оказывается жестоко обманутым собственным дядей. Нелюдимый Шрам — каноничный злодей, впитавший в себя самые гнусные человеческие пороки — алчность, коварство, лицемерие и двуличие. Но это отнюдь не смущает авторов постановки в "Синтезе", ведь у них Шрам выступает в качестве главного героя, движущей силы привычного сюжета. Не смущает скверная индивидуальность персонажа и Беймбета Наурызбаева — актера театра, который и сыграл роль харизматичного антагониста.

Беймбет Наурызбаев играет в "Синтезе" практически с самого его основания. Еще с юношеского возраста он мечтал стать профессиональным актером. Однако пришел к этому лишь после 30 лет. Сам Беймбет признается, что не знает, "к сожалению это или к счастью".

Я мечтал быть актером, еще когда учился в школе, примерно лет с 14–15. Конечно, попутно я, как актер, проявлял себя и свои актерские качества в различных местах моего обитания. Но все это было в рамках художественной самодеятельности. А здесь нас обучают профессионализму, чтобы мы стали ремесленниками. Чтобы мы обладали этим ремеслом на 99%, а то и на все сто. Поэтому я очень люблю эту профессию, я получаю от нее большое моральное и эстетическое удовольствие, — отмечает артист.

Беймбет надеется, что в ближайшем будущем свяжет свою жизнь и работу не только с театром, но и с кино — с большим кино. Но на данный момент актер поражает широким спектром своего таланта и мастерства в роли Шрама. Он рассказывает, что главное преимущество этой роли в том, что, играя отрицательных героев, можно получить бесценный опыт — ты раскрываешь в себе те качества, которые обычно тебе не присущи.

То есть в жизни я, возможно, такой же харизматичный, как Шрам, но я однозначно не такой подлый и жестокий, каким он является в этом произведении. И, играя такого персонажа, я, как актер, в себе должен проявить, а еще у нас говорят "родить", это состояние, эти эмоции и эти качества. Тем самым, на мой взгляд, ты растешь в плане актерской игры. Ты становишься разноплановым актером. А это и есть рост, — объясняет Беймбет Наурызбаев.

Артист отмечает, что партия Шрама — одна из его любимых ролей, которые он исполняет в стенах экспериментального театра. Вообще, как известно, в драматургии работает правило "противопоставления", или же правило "контраста". Допустим, есть протагонист — он положительный герой с великой целью, который должен спасти человечество от неминуемой погибели. А еще есть и антагонист, следующий за первым по пятам. У него тоже цель — он мечтает о власти, хочет, чтобы его признали и не пренебрегали им. На фоне этого столкновения и возникает конфликт.

Каждый главный герой, будь он отрицательный или положительный, он носитель какой-то идеи, он за свою идею борется. Потому что у него тоже есть внутри какая-то своя боль, своя цель, к которой он неотступно идет. Как наш режиссер говорит, отрицательных героев тоже можно понять. Вот, например, Шрам. Его обделили, он изгой в своей семье. Поэтому я считаю, что играть "плохих парней" тоже надо уметь, и любая роль, хоть она отрицательная, хоть она положительная, она все же роль, — подчеркнул Беймбет.

На сегодня репертуар поисково-экспериментального театра "Синтез" включает в себя разноплановые постановки. Помимо упомянутых выше "Слов назидания Абая" и "Короля Льва", в театре можно посмотреть одну из самых известных пьес Бернарда Шоу, комедию "Пигмалион", сказку Тахмины Амиргазиной "Волшебная книга". В театре также ставят и серьезные, глубокие произведения — это драма Александра Володина "Қоштасқым келмейді" и трагикомедия Розы Мукановой "Шатыр астындағы — Мен".

Есть свобода, есть возможность ставить то, что мы думаем, то, что нам дают наши воображение и фантазия. У нас нет цензуры. Но, тем не менее, мы не из тех, кто ради популярности идет на какие-то пакости или разврат. Мы всегда следуем согласно своим моральным ценностям, — заключил основатель театра "Синтез" Мухтар Дунгешов.

Диана Тысымбаева, Астана

Новости партнеров